«БОВАРИ- ЭТО Я! Бог встретился с Дьяволом на Страшном суде..»

 Я шла на эту премьеру, совсем не ожидая, что после просмотра смогу сказать о себе "Бовари-это я!". Начну по порядку.

Уже на входе нас предупредили, что во время действия нужно будет переходить из зала в зал. Насторожило. Но и заинтересовало. По ходу действия становится ясно, что это история не просто Эммы Бовари, но нечто большее - история семьи на протяжении века. История целого КЛАНА, где есть Шарь, его мать, его отец, Эмма и Берта.  Действие начинается в амфитеатре с суда над Флобером. Режиссер предала огласке этот исторический факт, и роман зазвучал совсем по-иному. С самого начала на сцене появляются все персонажи с которыми мы пока не знаком, кроме: Эммы (она угадывается в зеленом платье) и загадочного Флобера, молчаливого, хмурого, лаконичного в выверенных жестах. Я не люблю суды на театре, частенько это выглядит неправдоподобно, а порой фальшиво.. но не на этот раз.

 Здесь действе лихо закручивается с детства долговязого Шарля. Я все думала, кого он мне напоминает? Потом поняла - Шарль выполнял свои повседневные обязанности, точно лошадь, которая ходит по кругу, сама не зная, зачем. Его встреча с Эммой. Эта сцена своей простотой и лаконичностью заставляет поверить в любовь с первого взгляда. Взгляда лошадиных глаз Шарля на девушку, вышивающую подле спящего отца. А следом, сразу - гротеск. Свадьба, и первая ночь между Шарлем и Эммой. Гротеск, но и трепет, галантность. трогательность, любовь. Как и в пронзительном, чувственном монологе Эммы, дающем ключ к ее будущим терзаниям и дьявольским страстям. Бал, встреча с герцогом и... Переход в другой зал. Переход зрителей - это отдельный номер. Так важно не засиживаться, и иметь возможность размяться. Я отнеслась к этому переходу именно так. Но важно ведь и поменять картинку, поменять угол зрения.  И мы идем вслед за фармацевтом Омэ, фигурой, весьма значимой в дальнейшем. Вторая площадка погружает нас в атмосферу провинциального французского городка, знакомит с новыми персонажами. Прекрасен монолог Эммы о ее надеждах, восхитителен Шарль со своим монологом о беременности жены. Абсолютная любовь и счастье ворвалось в его жизнь с рождением дочери. Эмма же хотела сына. Именно после рождении дочки и началась ее любовная плотская суета. Леон, Рудольф, молнии чувств или дьявол страсти. На том и оборвалось первое действие.. И опять суд, на сей раз фрагментарный и комичный, заканчивающийся дракой. А потом страсть Родольфа и Эммы на глазах у наивного Шарля, слепо любящего жену. Великая ирония любви, верно схваченная актерами. Бездна страсти на сцене. Животной страсти Рудольфа и Эммы на фоне чувств Шарля, плетущего паутину своего семейного простого и так понятного счастья. Грустный юмор, печальная аналогия в рассказе, а старой лошади. Важно, пожалуй, остановится еще на двух сценах, когда Эмма в отчаянии, предав Шарля, обращается к любовникам за деньгами. Леон и Эмма, Рудольф и Эмма - сцены, виртуозно сыгранные профессионалами. Актеру Кириллу Рубцову удается сделать человечным и трагично любящим своего героя. Его слезы, дают право мне зрителю верить , что и в его груди тоже бьется сердце.И вот наконец финал последний самый страшный высший божий суд.. все герои у своих мест.. в переди сидит Эмма.. бледная.. с мертвым лицом.. казалось бы все.. Монотонно Шарль и его мать вещают нам о дальнейших событиях романа и.. вот в эту монотонность врывается.. то, чего не ждешь монолог Шарля.. письма его прозрение.. трагическая, сцена внутри страшного последнего суда.. над любовью.., но ее победить нельзя.. Как просто и ясно нам открывается эта истина - прозрение слепо любящего человека, как часто в жизни каждого из нас происходят сии зигзаги… И наконец, ясно зачем суд с первого и до последнего мгновения, спектакля...Шарль идет на базар продавать лошадь, последнее, что у него осталось, он продает себя. И эта встреча, простая и лаконичная, как в огромном романе Флобера встреча Бога с Дьяволом… Шарля и Родольфа… и как просто.. так ясно и так страшно. Это Высший суд справедливости.…Я на Вас не сержусь, я на вас больше не сержусь… Вот и все, конец. Еще смерть окрыленного светлого человека, увидевшего в глазах Дьявола Родольфа облик Эммы -  колдовство, сумасшествие. …А Шарль задыхался, как юноша от невнятного прилива любви...И одинокий ангел Берта их дочь бродящая мимо безмолвных статуй героев ищущая отца, коснувшись его, падение и темнота.Немного о режиссере и об актерах  Субботиной удалось создать стильный глубокий ироничный спектакль, где главной удачей являются актеры - личности. Точный подбор актерского состава Васьков, Гаврилюк, Полек, Йозефий, Ушаков - такие роли - это просто удача актерской судьбы. Воронцов исполняющий прокурора на суде, деревенского парня, а потом Леона, восхищает, поражает своим разнообразием. И наконец уникальное трио трех личностей Дубровской, Демченко Рубцова. О каждом из них хочу сказать отдельно. Анна Дубровская- Эмма поведала нам судьбу, великой героини Флобера чувственная, страстная, тонкая и ироничная. Кирилл Рубцов - Флобер, герцог и Рудольф - за брутальной внешностью и красотой самого артиста скрывается страстная натура и в то же время глубина, ранимость и невероятная точность подачи героев. Ты веришь, что Флобер именно он. И наконец, Шарль в исполнении Владислава Демченко, с моей точки зрения, это открытие. Бездонная глубина, трагизм, тонкий наивный юмор и эти огромные лошадиные глаза и слезы. Он явление. На театре я, пожалуй, вспомню Смактуновского в роли Мышкина, Богатырева и наконец Яковлева. Шарля в исполнении Демченко, пожалуй, тоже можно отнести к числу их героев-неврастенеков. Его Шарль поражает своей святостью и бездонной светлой болью. БРАВО ВАХТАНГОВСКИЙ ТЕАТР!! Браво!

корр. DARIA OZOKTEN