Маленький, домашний театр

В Москве с оглушительным успехом прошли гастроли Санкт-Петербургского Театра Дождей на сцене Театрального центра «На Страстном»

Честно говоря, о питерском Театре Дождей я знала, но имела весьма отдаленное представление. В общем-то, одна из многих трупп в театральном звене нашей страны. И вот произошло чудо из чудес. Первый спектакль «...Забыть Герострата!» меня просто поразил, настолько точно было все сделано: и режиссерская работа, и актерские попадания. Красавцы Герострат (Илья Божко), Клементина (Анастасия Никитина), повелитель Тиссаферн (Валерий Саломахин). Незамысловатые декорации режиссер Наталья Никитина превратила, то в бушующее «море» людей, то в скалы. С первых минут спектакля ты веришь в актеров, веришь в предлагаемые обстоятельства, что, уверяю вас, встречается очень не часто, а для людей, посещающих по 20 спектаклей в месяц, это именно что чудо. Более 45 лет назад Григорий Горин написал эту пьесу, для того времени очень острую, опасную, злободневную. Но и сейчас, спустя столько времени, когда уже почти двадцать лет как нет на свете Григория Израилевича, пьеса не потеряла актуальности, а наоборот, приобрела еще более глубокий смысл. Группа «Pussy Riot», например, — тот же Герострат: быть кем-то и чем-то, во имя каких-то высоких идеалов — или принести грязь и зло людям, только чтобы о тебе заговорили, запомнили тебя, когда на самом деле ты — пустое место, никчемный человек. Восстанавливаемый храм — это вера в людей, людей честных. Думаю, такие люди, как Клеон (Александр Маков), есть и сейчас, и будут, но большинство, к сожалению, таких, как Тиссаферн: любящих себя и свое место под солнцем более всего в жизни. Спустя тысячу лет можно посмотреть на многих первых лиц государства, премьер-министров, президентов — и как раз в них и увидеть облик Тиссаферна. История проделала круг, мало что изменилось с того времени. В чем-то режиссура Натальи Никитиной мне напомнила не так давно ушедшего в мир иной Валерия Беляковича, основателя Театра на Юго-Западе. Танец с масками величествен, но все же у каждого художника свой стиль, и он хорошо прослеживается.

На второй день я посмотрела «Поминальную молитву», тут уже Валерий Саломахин, игравший и в «Герострате», просто солировал. О такой роли, как Тевье-молочник, многие актеры годами мечтают, а многим ли она «по зубам»? Можно смело сказать: Саломахин просто «сделал» многих московских актеров, исполнявших эту роль. Я вспомнила, как когда-то была на премьере «Поминальной молитвы» в Ленкоме, и как Евгений Павлович Леонов на разрыве аорты играл эту роль. И знаете, Саломахин сыграл ничуть не хуже. Глубоко, пронзительно, по-другому, по-своему, но градус роли остался по-прежнему запредельно высоким. Особо хочется отметить Александра Иванова, в роли Менахема Мендела, звучит хотя и смешно сие словосочетание, но сыграно блестяще. Помню в этой роли покойного Александра Абдулова: искрометный юмор, доброта, зажигательность, гротеск, — там было все! Пьеса Григория Горина по мотивам произведений великого Шолом-Алейхема — просто бриллиант для актеров, режиссеров, цитаты из нее давно разошлись по миру — так тонко, остроумно, со знанием человеческой сущности, ее изъянов все написано. Подводя итог гастролям, могу смело сказать: в России есть очень много потрясающих театров, очень уютных и честных. Возможно, вы будете проездом в прекрасном Петербурге, не забудьте посетить этот маленький, домашний, очень красивый, светлый и пронзительный Театр Дождей. Не пожалеете!