Слава Гусевым!!

На новой сцене МХТ им. Чехова поставили пьесу отца легендарного спортивного комментатора Виктора Гусева. Кстати в одной из ролей зрители увидели и актрису Нину Гусеву.

В режиссерской лаборатории "После революции" мне довелось посмотреть Платонова и Аверченко. А вот сегодня - не известного мне Виктора Гусева, поэта, переводчика, драматурга, сценариста, лауреата двух Сталинских премий. Несмотря на регалии, его пьеса "Слава" совсем забыта и "ушла из культурного оборота", как предварил показ спектакля помощник художественного руководителя по спец.проектам, завлит МХТ им.Чехова Павел Руднев. По удивительному совпадению, сегодня в зале присутствовали родственники автора по обе стороны рампы. Один из них, знакомый всей стране, особенно по голосу, сидел прямо за мной. А правнучка Виктора Гусева Нина исполняла главную женскую роль... Кто не любит ходить в кунсткамеры, паноптикумы, исторические музеи с результатами раскопок, планетарии?.. Вот такие смешанные чувства испытали зрители сегодняшнего удивительного показа. Под яркой надписью "Светлое будущее" именно так, с массой огоньков, световых акцентов и красных гвоздик, воспроизводится наше тусклое прошлое той поры - пьеса написана в 1935 (и об этом напоминает сценография). Конфликт произведения сводится к борьбе хорошего с лучшим, а герои показаны "просто прекрасные" и "прекрасные во всех отношениях" (по незабываемому нашему классику). Я улыбаюсь, но пишу без иронии - иначе как воспринимать лобовые лозунги, еще и поданные в стихотворной форме?! Надо было тогда жить по законам жизни, ею самой заданным, иначе никак...  Как лейтмотив фраза героини Леночки-летчицы "Вся в напряжении и вся в борьбе" (хрупкая девушка, как раз та самая Нина Гусева, изъясняется рублеными фразами из фильмов будто устами Ладыниной и Орловой).

Она посмела усомниться в готовности к подвигу своего жениха Василия, тоже авиатора-инженера с летательной фамилией "Мотыльков". Ему противостоит коллега Маяк-Николай - "у него за спиной ощущается крыло". Просто Молчалин новейшего времени: "Я не тише воды и не ниже травы"... А вот протагонист Вася (в супер-органике Данила Стеклова), в предощущении подвига, честно оценивает свои силы "Мне чуточку страшно и чуточку грустно - это такое советское чувство". Ему повезло - он остановил лавину взрывом, почти погиб, но в конце объединил вокруг себя всё откуда ни возьмись огромное семейство, во главе с идейной матушкой Марьей Петровной (как всегда, мастерица Янина Колесниченко). Она смело смотрела в глаза любым напастям, не пугаясь нежданным визитам (в запасе всегда вкусная праздничная бутылочка): "Ну и что? Сталин - сын трудового народа, а я трудового народа дочь!" Именно о ней сказано "Доблесть матери! Какое чувство в мире по благородству сравнится?!" Надо отметить, что, несмотря на быструю подготовку спектакля и неизвестность его судьбы, здесь всё по-настоящему - робы-комбинезоны, больничные бинты, музыка к Первомайскому параду и даже фуляр-галстук в горошек на героине Наташе. С появлением ее и ее педагога по актерскому мастерству в блистательном исполнении недавнего юбиляра - Станислава Любшина - забываешь о митинговых настроях большинства героев и главной коллизии "Кто полетит?" "Вот это и есть наша жизнь!" с лукавой полуулыбкой произносит его Владимир Николаевич, умея и руку галантно поцеловать, и шампанское открыть, и не осудить страстные поцелуи молодой парочки.  А и впрямь было бы интересно поставить "Славу" в репертуар в цикле "Чтобы помнили"

Корр. Елена Посувалюк