Психологический триллер Дмитрия Глуховского в постановке Максима Диденко

15 и 16 июня Максим Диденко выпустил долгожданную премьеру в театре им. Ермоловой "Текст" по нашумевшему роману Дмитрия Глуховского.

Если бы еще недавно я предложила знакомым актрисам театра Ермоловой сходить на такой спектакль (и описала бы происходящее на их сцене сегодня), они бы в ужасе замахали на меня руками... А мне, с другой стороны, ни за что бы не пришло взять в руки роман Дмитрия Глуховского "2033" или его сиквел "2034" - просто не воспринимаю жанр "психологического триллера постапокалиптический жизни людей в метро после ядерного удара"... Ну вот сегодня всё и все сошлись на ТЕКСТЕ (просто удивительно название по-Гришковцу, чей почти 1000-страничный _Текст_ второй день как прочитывается дома). Роман совсем новый (июнь 2017), а критики говорят о нем так "захватывающий психологический триллер системы «не дочитал — не уснешь». На сцене - удивительный сценический модерн новейших технологий, где ультрамедийные занавесы перекрывают уже ставшими банальными видеоэкраны. Действие развивается сразу в нескольких проекциях и плоскостях, но и тут авторы не доверяют простоте зрительского восприятия, а дают в программке подзаголовок "Жанр спектакля его создатели определяют как «кибернуар» – эксперимент на стыке надрывного французского и американского сверхреалистичного кино пятидесятых и визионерских романов о тотальном проникновении технологий в человеческую природу и жизнь, получивших название «киберпанк». Одним словом, кибернуар как он есть... Режиссер, совсем еще молодой Максим Диденко, но уже именитый, неединожды номинированный, автор спектаклей на разных площадках страны и в разных жанрах (последнее мое открытие его было в рамках "Золотой Маски" - "Я здесь" театра из Новосибирска; решен беззвучно, в пластике). Так что наш сегодняшний "аниматор" - режиссер с кубиком Рубика в мозгу! 

Я поначалу прониклась симпатией к главному герою Илье (впервые вижу артиста Илью Маланина и сразу ему горячо аплодирую!) - всё же "наш человек": студент-филолог, но уже в первые секунды его почему-то подставили с наркотой и отсидел он семь лет в местах неприятных и отдаленных, а вернулся в родную Лобню с твердым намерением отомстить обидчику Петру (приглашенный актер Артем Ткаченко, который на экране всегда играет двойственных, чтобы не сказать двуличных персонажей). Убивая майора-перевертыша, Илья как бы вживается в своего врага ...через его телефон, используя все функции, неведомые технологиям "допосадочного" времени (конечно, галерея возбуждающих женских ню и видео). Режиссер так интересно решает вопрос двойничества основного персонажа - раздваиваются и мамы (Елена Силина, у которой давно не было интересных ролей), и девушки (модная хорошенькая Кристина Асмус) протагониста, что зритель потом еще долго перешивает канву сюжета собственными нитями... Лейтмотивом являются люди в масках, норовящие взять у Ильи-Петра интервью под дулом автомата; половина действия развивается в прозекторской с циничными по профессии патологоанатомами; все неприятные указы от некоего Дениса Сергеевича приходят по Ватсапу и высвечиваются тут же на экран - не удивлюсь, судя по камео, что мифический Д.С. - и есть смелый, берущийся за неведанное худрук театра, обожаемый всеми Олег Меньшиков. Не менее узнаваем дворник Мага - абсолютно в типаже Кадырова-младшего перебирающий четки и пережимающий в угрозах буднично-миролюбивым тоном. Но больше всего "работает" на угнетающую атмосферу этого блэк-макабра звуковой фон: как будто осенняя муха забралась внутрь радиолы и силится выбраться... И тем гипотетическим актрисам, которые любят, чтобы на сцене было всё красиво, классически и желательно, как в любимом мной Малой театре, скажу - именно за счет ТАКИХ СПЕКТАКЛЕЙ развивается Театр в целом и забегает вперед...                 корр. Елена Посувалюк