Фестиваль "Новая драма" в ЦИМЕ

С 5 по 10 июня в ЦИМЕ состоится театральный фестиваль «Новая драма» , он  представляет независимый театр. То есть театр негосударственный и некоммерческий. 

Нет более мотивированных и последовательных людей в театре, чем те, которые строят свои площадки и делают спектакли, потому что не могут не делать. В дни фестиваля мы будем встречаться с лидерами этих театров – Галиной Пьяновой и Анастасией Тарасовой из «АРТиШОКА», Рустемом Бегеновым и Александрой Морозовой из Центра универсальных искусств ORTA, Юрием Муравицким, Германом Грековым, Ксенией Протосевич, Максимом Березиным из ростовского театра «18+».    «Уят» – это проект казахстанской компании «АРТиШОК», поднимающий вопросы растущего традиционализма в казахском обществе и отчуждения между казахами и русскими. Идею для спектакля «Ұят» украинский драматург Наталья Ворожбит нашла в книге политолога Досыма Сатпаева «Коктейль Молотова: Анатомия казахстанской молодежи». Поставила спектакль Галина Пьянова, в прошлом году получившая премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент» за работу «Снегурочка» в Новосибирске.

 «Светопреставление “Сергей Калмыков”» – еще один спектакль из Алматы. Центр ​универсальных искусств ORTA посвятил его «гению места» художнику Сергею Калмыкову. В фокусе интересов ORTA располагается театр как универсальное искусство исследования и проектирования реальности. Создатели центра и спектакля – режиссер Рустем Бегенов (ученик Бориса Юхананова, ассистент Хайнера Геббельса и Ромео Кастеллуччи) и актриса Александра Морозова (она играет единственную роль в спектакле). Составляя текст, драматург Екатерина Бондаренко последовала инструкции по созданию шедевра, которую придумал Сергей Калмыков – сумасшедший гений, учившийся у Петрова-Водкина и позировавший для картины «Купание красного коня». ​

 «Ханана» – спектакль Юрия Муравицкого, который он поставил в Ростове-на-Дону, в тамошнем маргинальном «Театре 18+», где он же – художественный руководитель. Жизнь простой деревенской домовладелицы Наташи тяжела дальше некуда. Но «русский гиньоль» известного новодрамовскго тандема Греков+Муравицкий показывает: есть куда. Дно – не для нас. Более того, на дне мы только и получаем шанс подняться. Заторможенный ход событий «Хананы» эстетизирован донельзя. Художница Катя Щеглова отделила спектакль от зрителя полиэтиленовой пленкой и создала «парниковый эффект» – мы словно подглядываем за завораживающей кровавой драмой в идиллической теплице. Артисты двигаются в рапиде, кричат как от боли, тем временем ироничные комментаторы «Братья Тузловы» невозмутимо поют под баян: «Ха-на-нам».

 ВОСТОК И ЗАПАД «Мы должны уяснить – кому мы отдаем всего себя и почему?» (Иван Вырыпаев, «Иранская конференция»)

 В первый день фестиваля Виктор Рыжаков прочитает новую пьесу Ивана Вырыпаева «Иранская конференция» – и такое открытие символично. Текст Ивана Вырыпаева посвящен проблеме диалога двух культур: западной/либерально-светской и восточной/религиозно-традиционалистской – диалога, от которого зависят жизни людей и судьбы государств. «Новая драма» представляет театральные команды из географической Азии, которые осмысляют эту проблему или находятся в самом ее эпицентре.

 «Мой дом на пересечении» – спектакль индийца Абишека Тапара,  автобиографическая история о его детстве во времена восстания сикхов. Семья Абишека жила Пенджабе – городе, где когда-то столкнулись две религии – индуизм и сикхизм. Дом Абишека, разрушенный в ходе их противостояния, встает призрачной тенью в его воспоминаниях.

 В «Обете», который поставил режиссер из Узбекистана и магистрант ЦИМа Тимур Шарафутдинов по пьесе швейцарского драматурга Доминика Буша,  главный герой, молодой швейцарский врач, спасает жизни африканцев, принося в жертву свою благополучную жизнь с семьей в Европе.

 В спектакле «Уят» речь также идет о диалоге культур – русской и казахской – которому еще только предстоит начаться.

 НЕИЗВЕСТНОЕ «Искатели секретов, мать вашу» (Иван Вырыпаев, «Иранская конференция»)

 Мы и сами не знаем, чьему перу принадлежит бескомпромиссна пьеса «Рождество», вошедшая в шорт-лист последней «Любимовки» под авторством Антона Лоскутова. Пока театральное сообщество гадает, кому в действительности принадлежит текст, в ЦИМе его взялся ставить ученик Виктора Рыжакова режиссер Никита Бетехтин

ИСТОРИЯ«Твой язык мертв»  (Иван Вырыпаев, «Иранская конференция») В конце XIX века новая драма Ибсена, Стриндберга, Чехова привела к рождению режиссуры и современного театра. В начале XXI века драматургическое движение в России, амбициозно взявшее то же название, сделало своим героем современника, обновило язык театра, углубило связь между художником и зрителем. Тогда за современную пьесу на сцене нужно было бороться. Сегодня ее охотно ставит вся страна. Но тем важнее в потоке текстов распознать те, в котором отразилось будущее.   В июне 2017 ЦИМ подхватил движение (последний одноименный фестиваль прошел в Перми в 2009 году). В тот год «Новая драма» представила пять премьер ЦИМа – «Олимпия», «Трендсеттеры», «Грязнуля», «Черная коробка», Siri.  На нынешнем фестивале мы будем вспоминать Михаила УГАРОВА – драматурга, режиссера, идеолога движения новая драма, художественного руководителя «Театра.doc». Будучи выдающимся писателем, Угаров сам писал мало. Свою жизнь он посвятил служению другим. И ставил на сцене он главным образом других авторов - Кэрил Черчилл, Вячеслава Дурненкова, Максима Курочкина. Саша ДЕНИСОВА ставит к фестивалю повесть Угарова «Море. Сосны». «Действие происходит в 1964-м году. Неудачная любовная история на фоне исторических событий. Еще можно сказать – мужская мелодрама… Я понял, для чего написал эту повесть. Это доживание мной моей же молодости.»