Премьера оперы Бенджамина Бриттена «Тайна семьи Уингрейв»

Прошло уже несколько дней с премьеры оперы  Бенджамина Бриттена «Тайна семьи Уингрейв», а музыка до сих пор не отпускает. Российская премьера состоялась в июне 2018 г. в Москве, в театре Натальи Сац.

Бенджамин Бриттен, бесспорно,  - великий композитор, а его опера «Оуэн Уингрейв» - образец современной музыки, на который можно равняться композиторам, творящим в этом направлении. Опера была написана в 1971 г. на фоне войны во Вьетнаме, не оставившей  никого из прогрессивных людей равнодушными. Бриттен остро отреагировал на потрясения войны. Он писал: «Это довольно жестоко, что музыка должна быть прекрасной: ведь это красота одиночества и боли, силы и свободы, красота разочарования и любви, которую невозможно удовлетворить. Жестокая красота природы и бесконечная красота однообразия». Композитор сумел написать музыку так, что все эмоции, чувства, переживания героев понятны слушателю, погружают его в волшебный мир звуков совершенно доходчиво и ярко.

В опере есть и общая тема, объединяющая замыслом общую концепцию сюжета, и разноголосье музыкальных инструментов, и контраст персонажей, и смена художественных образов, и полет фантазии, и зрелищность, и в то же время - целостность. Особенно явно слышен контраст между нежными звуками тонкой души главного героя (исполнитель - Артем Семиган - лауреат всероссийского и международных конкурсов), и пронзительным скрежетом голосов вечно пилящих его родственников. В спектакле задействованы в основном молодые артисты, они сумели передать в зрительный зал эмоции, переживаемые на сцене их героями. Подчеркнуть дух оперы помогла работа режиссера Виктории Агарковой и художника Ирины Дерябиной. Система перемещаемых кубов отразила простоту и косность характеров героев. Костюмы, выдержанные в едином строгом и новаторском стиле, не отвлекали от музыки и оставили приятное впечатление. Сценография помогла сделать оперу живой и динамичной. Большая заслуга в успехе премьеры принадлежит, несомненно, дирижеру Алевтине Иоффе (главный дирижер детского музыкального театра им. Н.Сац). В течение спектакля ею можно было любоваться и наслаждаться. Оркестр, которым она управляла, был также на высоте: и первая скрипка, и контрабас, и виолончель, и гобой, и флейта, и труба, и кларнет, и ударные, и… молодцы все! Было заметно, что играть эту музыку интересно всем музыкантам. Что касается сюжета, то каждый, видимо, может найти в нем моменты, волнующие именно его. Нас больше всего взволновала не только тема отрицания войны и насилия, смелость молодого человека противостоять близкому окружению (его тонкая и чувственная организация всеми фибрами противится злу и агрессии), а тема взаимоотношений родителей и детей. «Отцы и дети» - наверное, тема вечная. В данной опере затронуты не только вопросы непонимания поколений, а вопросы возможности навязывания родителями своих решений детям в ультимативной форме. Получается ли добиться результата таким образом? Наверное, да. Но делает ли это всех счастливыми? В спектакле такой диктат закончился печально, герой, в конце концов, погибает. Символично, что опера поставлена в детском музыкальном театре. С одной стороны – дети имеют возможность познакомиться с качественной современной музыкой, с другой – родители еще раз задумаются о своих отношениях с детьми. Постановка спектакля явилась значительным духовным и социальным явлением в оперной культурной жизни Москвы.

Корр. Лана  Королева-Мунц,

Фотограф Андрей Турусов