А я опять хочу "В ПАРИЖЕ"

Так грустно провожать спектакль навсегда!.. Вчера на Новой сцене театра Вахтангова я была среди тех, кто посмотрел в последний раз "В Париже" (по рассказам И. Бунина). Постановка отнюдь не долгожитель - режиссер Гульназ Балпеисова поставила ее два с половиной года назад в рамках Режиссерской лаборатории "Ученики Туминаса".

Талантливая "девушка из казахстанского аула", которой нет еще и 30, известна мне с прошлого сезона, своей постановкой из цикла "парад премьер на Симоновской сцене" - это "Стефан Цвейг" (новелла "Лепорелло"). Здесь она как будто явила квинтессенцию всего, что ассоциируется у нас с именем самого известного русского "изящного словесника", первого лауреата Нобелевской премии по литературе, Ивана Бунина, - шикарные дамы в мехах и мужчины в хорошо пошитых костюмах, простилающие свои реплики французским на фоне сальных шуточек, сопровождение песен Вертинского, неистовый Рахманинов, пианино с патиной времени, бокалы с шампанским, сценический дым и аромат сигарет, сценографическое решение в черном... "Ида", "Солнечный удар", "Муза", "Мадрид" и заглавная новелла соединяют и блоковское "дыша духами и туманами", и "высокие-высокие отношения" персонажей, и непотребство публичных домов...

До сих пор под впечатлением двух поэтических любовных дуэтных сцен, ничего общего не имеющих с механическими движениями страсти! Артисты, знакомые мне по соседней сцене, как будто нажимали на свои роли с курсивом, как на выпускном концерте в родной Щуке отыгрывали этюды-наблюдения за эмигрантами в парижском кафе. Эльдара Трамова (Композитор), который блеснул в заглавной роли в "Донжуане" театра Маяковского, я увидела...в зрительном зале по соседству с собой...Также знакомая по другой площадке - театра на Малой Бронной - Софья в недавней Сафоновской "Горе от ума", Полина Чернышева, показалась куда более органичной в образе официантки. Ее Ольга Александровна, несущая печальную печать эмиграции, явно обучалась в хорошем российском пансионе и волею судеб прозябала во Франции в совсем не свойственной роли, скучая по любви и достойному кавалеру... Этим мужчиной, Николаем Платоновичем, стал Максим Севриновский... Увидев сначала его портрет в журнале "Сцена" в роли Ричарда III, а затем и сам спектакль, я оказалась раз и навсегда покорена Артистом и отметила в своём рейтинге за сезон Максима "Лучшей мужской ролью". Совсем недавно довелось увидеть по "Культуре" передачу "2 Верник 2" - признанные мастера "интервьюерного жанра", братья соединили в выпуске...лучшую актрису поколения и только начинающего свой путь вахтанговца. Хаматова х Севриновский. В герое М.С. нет ничего от шекспировских страстей, он лепит образ намеками, подсказками зрителю; выправкой военного, принимавшего участие в Гражданской и Мировой войнах; повторами заезженных клише "Хорошая женщина как спелый арбуз" или солдафонским "Иду в атаку!" И когда он талантливо, глаз не оторвать, барабанит пальцами по столу, так зябко, зыбко ему становится от ощущения "чужой родины"... И ещё одним открытием стала для меня Полина Кузьминская... В ее манкой статуарной красавице, "Женщине в мехах" в провокативном красном наряде невозможно было признать уличную девицу, в бесстрашном исполнении всё той же актрисы во втором действии. Как жаль, что нельзя вернуться в "праздник, который"... невсегда... который в последний раз...

фото Михаила Гутермана