ПЕРМСКИЙ ТЕАТР «У МОСТА» - МИСТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ

Пермский театр «У Моста» дал в Москве на Симоновской сцене театра им. Е. Вахтангова в рамках «Биеннале театрального искусства 2018» и проекта «Уроки режиссуры» спектакль «Васса (Первый вариант)».

И это первая, увиденная мной постановка легендарного пермского театра, которому в октябре исполнилось 30 лет, и который завоевал любовь зрителей разных городов и стран, а ещё успешно ведёт фестивальную деятельность и удостоен национальной премии «Золотая маска». С уверенностью могу сказать, что, посмотрев эту пьесу Максима Горького в двух московских театрах - Малом и Моссовета, я только здесь ощутила ту слаженность артистов, когда их герои существуют как единый живой организм. В глубине узкого зала – сцена, где создана уникальная атмосфера дома и его обитателей начала XX века в России. Режиссёр, худрук и основатель театра «У Моста» Сергей Федотов вовлекает зрителей в особый мир семьи Железновых,  намеренная замкнутость которого усиливается камерностью Симоновского зала, представляющего собой вытянутое пространство с небольшой сценой внизу.

С одной стороны, в этом зале количество рядов в два раза больше количества мест в каждом из них, что невольно отсылает кого-то на галёрку, но с другой – сужая  угол обзора присутствующих, создаёт иллюзию подзорной трубы, так называемого эффекта подглядывания за героями. Васса Железнова  показана режиссёром и актрисой Мариной Шиловой неоднозначно, а так, чтобы зритель то осуждал её, то оправдывал, понимая, что именно она – тот самый стержень семьи, как и дореволюционной России, которую все вокруг хотят сломить и растащить по карманам её богатство, нажитое достойными людьми и их трудом. Пьеса актуальна сегодня гораздо больше, чем во времена великого Горького: Васса будто олицетворяет собой нашу нынешнюю страну, от которой члены семьи (её жители) норовят что-то отломить, оторвать, продать и увезти с собой награбленное в офшоры. Мария Новиченко в роли Людмилы прекрасна в своём естестве, главные её черты – искренность, своенравность, любовь к свекрови. Она ищет счастья и ведёт себя естественно, а не льстит Вассе елейным голосом, какой часто её делают в театрах. Александр Шаманов в роли Прохора Железнова – не вальяжный барин красавец, как обычно бывает на сцене, а нормальный здоровый мужик с обычной внешностью, невероятным темпераментом и энергией. Реалистично показано самоубийство горничной Липы, и ты невольно ужасаешься, погружаясь в созданный режиссёром мир, где реальность и потусторонность на твоих глазах явно пересекаются. По ходу действия в тебе как будто тоже начинает происходить что-то необычное: недаром театр «У Моста» называют единственным мистическим театром в мире.

корр. Полина Шорохова