25 ЛЕТ КАПЕЛЛЕ МОСКВЫ!

В Москве в музее А.С. Пушкина прошёл юбилейный вечер, посвящённый 25-летию основания государственной капеллы Москвы имени Вадима Судакова. Концертная программа называлась «Дороги цыганские», и в неё вошли опера Сергея Рахманинова «Алеко» и кантата Алексея Ларина «Дрома романэ… Дороги цыганские».

Огромный круглый зал старинного особняка на Пречистенке, 12/2,  существовавший в начале19 века как городская дворянская усадьба  Хрущёвых-Селезнёвых, был полон и с нетерпением ждал выхода юбиляра. Привлекало зрителей и слушателей в предстоящем выступлении всё – и сам коллектив, где есть великолепные солисты, прекрасный хор, высококлассные музыканты, игра которых доставляет истинную радость любителям и профессионалам, и руководитель, мастерство которого неоспоримо. Помимо своих исполнителей в концертной программе приняли участие солисты Большого театра: страстный Алексей Мочалов, в партии терзаемого ревностью Алеко, умудрённый опытом Вячеслав Почапский, поразивший публику мощным басом, в котором тоска по былой любви всё ещё переполняет Старого цыгана, и Андрей Дунаев, изливавший свои чувства к Земфире нежнейшим тенором.

Главная же героиня была отдана солистке капеллы Москвы Ольге Дмитриевой, которая восхитила зрительный зал красивейшим сопрано и драматическим исполнением партии. Но существовала и ещё одна изюминка вечера: известный и любимый многими актёр театра и кино Валерий Баринов читал фрагменты поэмы Пушкина «Цыганы». «Я считаю, что Валерий Баринов с его темпераментом и яркой страстной манерой чтения наиболее точно соответствует настроению поэмы “Цыганы”, - признался руководитель капеллы Москвы Анатолий Судаков. - Во многом он вдохновлял нас в процессе репетиций и самого исполнения. Сотрудничество с таким большим мастером – огромная радость». Пожалуй, Валерий Баринов явился в концертном действе той связующей нитью, которая вместе со стихами Пушкина и рокочущим голосом чтеца внесла в музыку и пение огонь поэзии и жизни, без чего всё замирает, распадаясь на кусочки. Что ещё запомнилось в этом вечере, посвящённом юбилею капеллы Москвы, так это музыканты, что были не просто исполнителями самых разнообразных берущих за душу мелодий, но и истинными артистами. И этот артистизм изливался не только в слаженном строе прекрасных звуков, но и в посыле  благородных сердец, что почти физически ощущалось в музыке, которую они с любовью и мастерством дарили публике. Недаром выдающийся хоровой дирижер Вадим Судаков, создавая своё детище в 1991 году, мечтал о возрождении того самого понятия капеллы, сложившегося к XVIII веке, которое должно было объединить два равноправных ансамбля – вокальный и камерно-инструментальный, чтобы расширить репертуарные возможности того и другого, и, конечно же, всего коллектива. И всё же, почему в концертную программу юбилейного вечера вошли  именно цыганские мотивы, спросили мы Анатолия Судакова, руководителя капеллы Москвы и сына создателя замечательного коллектива. «Музыка и пение русских цыган всегда привлекали самых блестящих деятелей русской культуры, - с горячностью ответил он. -  А пушкинский сюжет, так взволновавший юного Рахманинова в конце XIX века, не оставил равнодушным и нашего современника, известного композитора Алексея Ларина. В основу его кантаты лег рассказ старого цыгана из пушкинской поэмы. Как тогда, так и сейчас он увлекает романтической яркостью характеров и сильными страстями, а тема свободолюбивых цыган является здесь прекрасным фоном».

Наталья Савватеева