ПЕКТОРАЛИС VS ПУСКЕПАЛИС

В Табакерке на Сухаревской состоялась большая премьера.  В невероятно красивом технически сложнейше оснащенном спектакле играют лучшие артисты труппы - Егоров, Беляев, Миллер (и даже два), Шибанов, Бродецкий.

Предваряя пресс-показ, а на следующий день прогон «для пап-мам», режиссёр Сергей Пускепалис, которому в этом сезоне предстоит освоить большие пространства некогда «женского МХАТа», считает, что этот бенефисный спектакль будет играться лет тридцать, когда артисты разменяют девятый десяток, ни больше ни меньше!  «Железная воля» - одно из лучших и любимейших произведений Николая Лескова, чей день памяти отметили 5 марта, была написана в 1876 году, а обнаружена - так поведал постановщик - только в 1942, полвека спустя! Факт невероятный - повесть о немецкой «железной воле» появилась именно тогда, когда наша страна ковала стальной отпор фашистским захватчикам! Как будто ждала нужного места и времени! Спектакль я бы отнесла к формату мюзикла - много песен-плясок-частушек-прибауток в стиле a-la russe, с авоськами да небоськами. И одновременно здесь же live бас-гитарные и рок-мотивы (композитор Владимир Купцов; муз.редактор Алексей Елкин).

Как бы с учётом, что мог значить Гайдн в те времена - немецкий композитор поминается не однажды и не самым добрым словом - как нечто «раздражающее и возбуждающее» (цитирую постановщика)... Невероятны возможности сцены и машинерия - действие развивается во всех плоскостях, вниз и вверх, раздвигая пространство и как бы разводя мосты... Мне даже показалось, что каких-то стенографических эффектов на втором просмотре я уже недосчиталась!! А ведь они бесценны! Или, точнее, очень-очень дорогостоящи - на окраине столицы работают специальные бутафорские цеха/«художественно-производственный комбинат», которые готовят по 18 премьер в год - для Театра Табакова и не только. Так вот, над реквизитом и костюмами «Русской войны» трудились настоящие кузнецы-Левши!! Недаром Сергей сказал, что для премьеры в переработке драматурга Олега Грицевича использовано несколько лесковских произведений - и «Тупейный художник», и «Очарованный странник»...Очень-очень хороши главные исполнители! Иван Шибанов, перевоплотившись в Гуго Карловича, взмывает рукой в столь знакомом приветствии более поздней эпохи «Яволь, я ваша воля!»  В образе рассказчика Егоров Виталий - его добрый взгляд, мягкий юмор, уважение к другому мировоззрению и желание понять - в прямом смысле - диалоги два главных персонажа ведут на Deutch, придаёт такое доверие этому русскому статному красавцу; хотя он появляется на авансцене эдаким старичком-боровичком с окладистой бородой и опоясанным армяком. Прелестна демоническая супруга чудо-инженера Клара Павловна (Владислав Наумов). Эту парочку я назвала «Карлович и Клара». Дама несомненных достоинств (ее руки-ноги несимметричны) не обладала, к сожалению, «железной волей» своего мужа