Творческий вечер Александра Сокурова

18 апреля в гостях у Мастерской Фоменко Александр Николаевич Сокуров. Излишне говорить, как важна для нас эта встреча и как долго мы её ждали. Мы хотим, чтобы это был живой разговор с залом, поэтому начинаем принимать ваши вопросы к выдающемуся человеку уже сейчас. Вы можете задать их ответным письмом, а мы передадим их Александру Николаевичу А зачитает ваш вопрос Людмила Улицкая — в этот вечер она станет собеседником мэтра.

 

Родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха под Иркутском. Отец Александра был военным и в свое время прошел Великую Отечественную войну. Специфика его деятельности вынуждала семью вести кочевой образ жизни и регулярно переезжать на новые места жительства. Школьные годы Сокуров провел в разных странах: поступил в первый класс в Польше, а выпускные экзамены сдал в Туркмении. Для получения высшего образования был выбран Горьковский государственный университет, где Александр был намерен изучать историю. Параллельно с учебой он работал в редакции Горьковского телевидения. Именно здесь были созданы его первые ранние работы – телевизионные программы и фильмы.

В 1974 году Сокуров окончил ВУЗ и получил диплом. Но уже на следующий год он вновь превратился в студента, поступив на постановочный факультет Всероссийского государственного института кинематографии, в мастерскую документального кино Александра Згуриди. Великолепная успеваемость и успехи в учебе обеспечили будущему режиссеру материальную поддержку со стороны учебного заведения – стипендию имени Сергея Эйзенштейна. Несмотря ни на что, Александр был вынужден экстерном, на год раньше обычного, сдать выпускные экзамены. Причиной стали обвинения Сокурова в пропаганде антисоветских настроений. Его курсовые работы категорически забраковывались, а дипломная работа -первая полнометражная драма «Одинокий голос человека» - не только не была принята, но и приговорена к уничтожению. Спасти пленку смогло только решительное действие Сокурова и его институтского друга, начинающего сценариста Юрия Арабова. Студенты взломали архив и просто украли бобину. Картина была создана на основе произведений драматурга Андрея Платонова. Впервые лента увидела свет только спустя десять лет после своего создания, после чего получила Гран-при «Бронзовый леопард» на сороковом МКФ в Локарно. Дебютная работа мгновенно получила одобрение в профессиональных кинематографических кругах. Так, одним из поклонников творчества юного режиссера стал Андрей Тарковский, который впоследствии неоднократно оказывал Александру свою протекцию. По его рекомендации молодой талант был принят на киностудию «Ленфильм», где смог снять свои ранние киноленты. Одна из них - драма «Скорбное бесчувствие» - была снята также по сценарию Арабова, построенному на пьесе Бернарда Шоу. Название картины произошло от средневекового названия психической болезни, при которой больные утрачивали способность к сильным чувствам и переживаниям, превращаясь в «живые трупы». Сценарий для драмы «Дни затмения» был основан на произведении братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Картина попала в список ста лучших фильмов отечественного кинематографа по версии гильдии кинокритиков России. В 1999 году на экраны вышла новая работа режиссера – драма «Молох». Фильм стал первым звеном в тетралогии «Молох» — «Телец» — «Солнце» — «Фауст» и транслировался на немецком языке. Главными действующими лицами стали Адольф Гитлер и Ева Браун. Картина произвела фурор и была номинирована на «Оскар». Основными героями другой драмы - «Телец» - стали Владимир Ленин и Надежда Крупская. Роль вождя исполнил тот же Леонид Мозговой, который годом ранее воплотил на экране образ Гитлера. В 2001 году зрители увидели историческую фэнтезийную драму «Русский ковчег», которая была снята без монтажа посредством одного дубля, без остановки камеры. В общей сложности Сокуров создал порядка двадцати художественных работ, переведенных на несколько иностранных языков, снял около сорока документальных работ и был отмечен полусотней различных премий.