МОНОСПЕКТАКЛЬ АНДРОИДА В ТЕАТРЕ НАЦИЙ

6 и 7 апреля Театр Наций, Новое пространство представляет документальный спектакль "Зловещая долина". Откуда в вас столько уверенности, когда вы выбираете «я не робот», если компьютер просит вас об этом? Разве у вас никогда не возникало сложности распознать картинки или буквы в CAPTCHA?

На сцене сидит немецкий писатель Томас Мелле, рядом — стакан с водой, писатель выступает с докладом о проблемах эмоциональной неустойчивости. Его внешность, одежда, мимика, жесты, голос — всё принадлежит Мелле. Но это вовсе не Мелле. На затылке этого существа зияет дыра, из неё торчат провода и накопители информации, 32 серводвигателя управляют его движениями, каждый жест сопровождается механическим жужжанием. Внезапно он поворачивает правую ногу на 360°. На сцене театра — андроид, гуманоид, аватар, робот-двойник писателя Томаса Мелле. В то время как роботов задействуют в уходе за пожилыми людьми, регистрируют высокую безопасность дорожного движения с робо-водителями и предвкушают возможности совершенного секса с андройдами, режиссёр Штефан Кэги (Rimini Protokoll) создает моноспектакль с роботом в главной роли. «Вернее всего было бы назвать его реквизитом. Но с другой стороны — это новый член труппы. Ведь именно он совершенно один весь вечер будет существовать на сцене, создавая спектакль», —Штэфан Кэги.

 С одной стороны — внешнее сходство андроидов с человеком упрощает восприятие машин. С другой — вызывает недоверие и дискомфорт, отторжение или даже страх. Японские разработчики называют этот эффект восприятия «зловещей долиной». Для создания спектакля Кэги впервые приглашает автора и сценариста — Томаса Мелле. В 2016 году он выпустил роман «Мир за спиной», в котором описал свою жизнь с биполярным расстройством, свойственные болезни потери контроля и литературное творчество как метод преодоления. Драматург разрешил режиссеру создать свою копию.  В спектакле Кэги использует жизни Мелле и одного из первых исследователей искусственного интеллекта Алана Тьюринга, документальные видео и саму ситуацию, когда вместо автора на сцене выступает гуманоид, чтобы выяснить: 

— что делает человека человеком; 
— отличают ли человека от андроида его ошибки и может ли ошибаться робот; 
— что чувствует оригинал, когда копия берет инициативу в свои руки; 
— может ли человек лучше узнать себя через призму робота-двойника; 
— существует ли конкуренция между оригиналом и копией или они помогают друг другу;
— насколько просто запрограммировать нас самих и насколько человекоподобными следует создавать наши андроиды?

«Мне интересно задать вопрос: способны ли мы сопереживать машине? К тому же, мне кажется, что легче поверить предмету, который изображает человека, нежели живому актёру, который перевоплощается в героя, которым не является», — Кэги. Пока мы смотрим спектакль, режиссер исследует, как искусственное существо воздействует на людей: становится ли им (то есть нам) не по себе или мы забываем, что герой ненастоящий. Постановка: Штефан Кэги (Rimini Protokoll, DE) Текст, тело, голос: Томас Мелле Оригинальное название: Unheimliches Tal / Uncanny Valley Продюсер российской премьеры: Фёдор Елютин и компания «Импресарио» При поддержке Нового Пространства Театра Наций Продакшн: Münchner Kammerspiele В копродукциии: Temporada Alta (Girona), Berliner Festspiele - Immersion, Feodor Elutine (Moscow), SPRING Performing Arts Festival (Utrecht), FOG Triennale Milano Performing Arts (Milan), Donaufestival (Krems). Команда создателей: Дизайн костюма: Томми Опац Сценография: Ева-Мария Баер Драматургия: Мартин Вальдес-Штаубер Видео дизайн: Микко Гестель Музыка: Николас Нэке Оборудование: Эви Бауэр Аниматроника: Chiscreatures Filmeffects GmbH Производство и создание силиконовой головы / Окрашивание, волосы: Томми Опац Проект головы робота и создание куклы: Крис Кунцман Конструирование робота: Андрес Матьят Программное обеспечение робота: Штефано Трамбусти Ассистент по созданию робота: Джонатан Норманн Контроль системы робота и программного обеспечения: Даниель Штибер Поддержка электронной системы: Хендрик Доннер Создание трехмерной модели, чистка и ассистирование 3D принтера: Дела Кунцманн