У БАЛЕТА ЕСТЬ СВОИ СЕКРЕТЫ

Вот и закончились 19-ые Летние балетные сезоны, которые прошли с огромным успехом при переполненных залах в самом центре Москвы на сцене РАМТа.

В нынешнем году в Сезонах приняли участие два московских коллектива - «APT-DA» п/р Валентина Грищенко и «Национальный классический балет» п/р Анны Нехлюдовой, а также впервые выступившая в этом проекте балетная труппа Самарского академического театра оперы и балета п/р Юрия Бурлаки, который возглавлял в своё время балетную труппу Большого театра. Яркой страницей явились и выступления солистов Grand Opеra Элоиз Бурдон и Жереми Лу-Кер, которые украсили балет «Жизель» столичного коллектива «APT-DA». Кстати, помимо чисто балетных удач он удивил публику в «Дон Кихоте» живыми лошадью и осликом, на которых въехали на сцену главные герои, а в «Жизели» потряс шестью борзыми собаками, их привели на охоту знатные дамы. Интересно, что практически все 10 названий балетов пользовались популярностью в это холодное столичное лето у москвичей, жителей российских регионов и у множества иностранцев. Почему же люди так любят балет? Именно на классический русский балет, где хореография настолько знакома, начиная с музыки и кончая  постановкой знаменитых балетмейстеров – Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского и многих других? Может быть, в этом кроется желание уйти от скучной или жестокой действительности и погрузиться в мир сказочных историй из прошлых веков? Или это извечное стремление к красоте, которое невозможно вытравить новомодными веяниями? Мы попробовали найти ответы на свои вопросы у зрителей, балетных критиков и у  организаторов Сезонов, триумфально вошедших в жизнь столицы России.

 - Балет-это красивая сказка для взрослых, - убеждена врач Ирина Кадомцева, -  В детстве сказки приходят с книжками, кино, от бабушек. У меня балет из детства перешёл во взрослую жизнь. Про Самарский театр не могу найти слов, чтобы передать восторг, который переполнял меня и весь зал. Высокая техника у всех артистов: каждая девочка - красавица и может стать примой в московском театре. Эсмеральда (Марина Накадзима) фантастически артистична. Хрупкая, нежная, невесомая, она словно плывёт, так что ни одна оборочка на платьице  не дрогнет. Чудный малый – Поэт, скромный, застенчивый, робкий влюблённый и преданный друг. А какой ФЭБ - прыгучий, легкий. Когда он держит Эсмеральду на вытянутой руке, и она парит в воздухе, зал замирает. Кажется, никто не дышит. А какие костюмы. Художник у них – просто находка! Такой восторг от красоты! 

- Мне позвонил приятель, мол, стою в кассе, покупаю билеты на Летние балетные сезоны: надо подарок друзьям сделать, - рассказал известный балетный критик Павел Ященков.  В Сезонах действительно выступают очень интересные артисты, например, Михаил Мартынюк, виртуозный солист, который был премьером в Кремлёвском балете, а сейчас служит в театре Гордеева. Кстати, Гордеев параллельно проводит фестиваль во Дворце молодёжи, а Мартынюк участвует в Летних Балетных Сезонах, где у него есть возможность попробовать себя не в привычных для себя партиях героического плана, а в лирических балетах. И это интересно! Я уж не говорю о том, что в Сезонах можно увидеть солистов Парижской оперы, что для нас большая редкость.

-  В Самарском театре всё едино: декорации, музыка, костюмы, танец, - замечает создатель и бессменный худрук Летних балетных сезонов Алла Немодрук. - Обычно на незнакомый коллектив трудно идут зрители, а здесь был огромный интерес. В 2018 году мы впервые привезли «Баядерку», и она не произвела особого впечатления на публику, а сейчас у неё аншлаги. Мы были поражены и тем, что «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», которые раньше не вызывали большого интереса у зрителей, прошли на аншлагах. В этом году мы на один «Дон Кихот» продали билетов больше, чем на «Лебединое озеро». Люди поняли: есть и другие замечательные балеты. В течение 19 лет Сезоны практически занимаются образованием публики, показывая ей, что такое русский классический балет.

Наталья Савватеева