Хор бабушек старушек

"Бабу Шанель» в Театре Вахтангова поставил Николай Коляда. Он известен не только как режиссер, но и как писатель. Именно его перу и принадлежит одноименная пьеса, которая легла в основу постановки. Поэтому особенно интересно наблюдать, что же получится у автора с его собственным детищем.

Спектакль «Баба Шанель» рассказывает историю оригинального ансамбля, состоящего из семи бабушек-старушек, прочно обосновавшихся на сцене местного ДК и уверенных в нерушимом будущем коллектива. Но вот ему исполняется десять лет, солистки собираются за праздничным столом, чтобы отметить юбилей, а тем временем к ним уже направляется туча в виде Бабы Шанель. Казалось бы, бабушки не в силах противостоять мощному натиску гламура, их нафталиновым сарафанам пора уступить место под софитами чему-то новому и пахнущему не в пример элегантнее. Но не слишком ли удушлива замена? И, возможно, свое родное, пусть и устаревшее, намного лучше?

 Николай Коляда, автор, режиссёр: «Еще в 90-х я на Свердловском телевидении вёл авторскую программу «Чёрная касса» о творческих людях. При Кировском обществе инвалидов был ансамбль «Вдохновение», я послушал этих старушек и решил сделать про них передачу. С режиссёром придумали название «Поющий автобус», в этот автобус загрузили наших нарядных бабушек, типа они оправляются на гастроли, а потом продолжили съёмки дома у старосты ансамбля. Разговаривали, ели квашеную капусту и солёные помидоры. «Вот мы выходим на концерте, - сказала хозяйка, - люди смотрят на нас и думают, мол, надо же, такие убогие, а еще и поют». Эта фраза есть в моей пьесе. В самом деле, я видел, что им тяжело держаться на сцене, у кого проблемы с ногами, у кого с позвоночником, может, и поют неважно, но им нравится, что они при деле, что вместе. И передача получилась душевная, бабушки были довольны. А через много лет пересматривал запись, и вдруг понял, что почти никого уже из того ансамбля в живых не осталось, и подумал: зачем-то же они жили? Так и придумал «Бабу Шанель». Эта пьеса у меня в «Коляда-Театре» в Екатеринбурге больше 10 лет идет, и хоть каждый день её играй, будет аншлаг. В первом действии народ падает с кресел от хохота, а во втором зал заливается слезами, и сыграть его нужно так, чтобы зритель задумался: а над чем я, собственно, полчаса назад так смеялся?».