Фестиваль учеников Олега Табакова "Атом солнца"

Круглый стол «Метод Табакова» стал завершающим мероприятием фестиваля учеников Олега Табакова «Атом Солнца», проходившем в столице  при поддержке Департамента культуры города Москвы с сентября по декабрь 2019 года.

Название фестиваля «Атом солнца» возникло из фразы драматурга Виктора Розова, который, увидев Олега Табакова в спектакле «В поисках радости» сказал, что артист «проглотил атом Солнца», подразумевая, что «атом Солнца» – это талант. Однако уникальность Табакова в том, что он не только был выдающимся артистом, но и успешно и мастерски передавал «атом Солнца» другим, обучая и поддерживая большое количество талантливых актёров, режиссёров и педагогов. В рамках фестиваля зрители увидели девять  спектаклей, в которых заняты ученики Олега Табакова, а так же спектакли, поставленные ими. В сентябре в МХТ им. А.П. Чехова Марину Зудину зрители увидели  в спектакле «Идеальный муж». В Театре Олега Табакова прошел спектакль  «Матросская тишина» с  участием Владимира Машкова и учеников Олега Табакова разных лет, режиссеры возобновленной постановки Олега Табакова – Владимир Машков и Александр Марин. В Театре Наций спектакле «Иванов» на сцену вышли Евгений Миронов и Марианна Шульц. В октябре в Театре на Таганке прошел спектакль «Чайка 73458» с Ириной Апексимовой и Юлией Куварзиной.  В Московском Губернском театре Сергей Безруков вышел на сцену  в собственной постановке – спектакле «Сон разума». В ноябрьской афише фестиваля сразу две премьеры - в Московском Губернском театре восстановленный Сергеем Безруковым спектакль Олега Табакова «На всякого мудреца довольно простоты».

В Театре Олега Табакова премьера спектакля Сергея Газарова «Ревизор», в котором занят Владимир Машков и целая плеяда учеников Табакова. В декабре спектакль Театра Наций с участием Евгения Миронова «Рассказы Шукшина». Завершит зрительскую программу фестиваля в МХТ им. А.П. Чехова спектакль Владимира Машкова «Номер 13D», в котором играет  Кристина Бабушкина.  Формат фестиваля предусматривал мастер-классы и творческие встречи учеников Олега Табакова со студентами актерских факультетов, так же проходившие с сентября по декабрь. Состоялось девять встреч. Своими воспоминаниями о том, как и чему учил Олег Табаков, поделились  Сергей Газаров, Александр Марин, Анна Гуляренко, Михаил Хомяков; Сергей Беляев и Александр Мохов; Виталий Егоров, Дарья Юрская и Дмитрий Бродецкий; Марина Зудина; Евгений Миронов; Филипп Янковский; Кристина Бабушкина; Евдокия Германова. Сергей Безруков провел мастер-класс по  чтецкому искусству. Знаменитые актеры, ученики Олега Павловича Табакова разных лет, ответили на вопросы начинающих артистов, касающиеся профессии артиста и того, что значит быть учеником Олега Табакова в этой профессии. Одним из завершающих фестиваль событий стал круглый стол «Метод Табакова». Мероприятие было открытым для зрителей, которые могли принять в нем участие по предварительной записи.  Своими мыслями о том, что такое «Метод Табакова», в чем загадка такого огромного количества успешных учеников, поделились Владимир Машков, Анатолий Смелянский, Константин Райкин, Валерий Фокин, Андрей Дрознин, Авангард Леонтьев, Сергей Газаров. В зале присутствовали ученики Олега Табакова разных лет, студенты Школы Олега Табакова. Участники беседы вспоминали работу с Олегом Павловичем и он-лайн режиме формулировали для себя и для публики , что же это такое «метод Табакова», какое взаимное влияние оказали Мастер и его ученики друг на друга. «Вы все, наверное, знаете, что такое Большой адронный коллайдер. Такая конструкция, в которой разгоняются частицы протонов и сталкиваются. Цель коллайдера – найти какое-нибудь отклонение от стандартной модели. Мне кажется, Табаков и занимался этим, сталкивая таланты на огромной энергетической скорости», – сказал Владимир Машков. Историк театра Анатолий Смелянский, который вел Круглый стол, сказал о любви Табакова к чтению, подчеркнув, что для актёра «так много читать, в том числе и современных авторов, – редкость». «Театр - веселенькое дело. Артист – хитрое животное» - это тоже Олег Табаков, вспоминал Анатолий Смелянский, беспощадно высмеивающий всякий пафос. «У него были свои представления о том, как он понимал актерское искусство, назовем мы это его методом или еще как-то. Конечно, у него были свои представления о том, как выходить на сцену, как готовиться к роли, кого приглашать в театр, а кого нет, как добывать деньги, как должен существовать театр в нашем государстве. Что такое долговременная вера в предлагаемые обстоятельства. У Станиславского было просто «вера в предлагаемые обстоятельства», а Табаков добавил еще и слово «долговременная». Константин Райкин, сказал, что не является прямым учеником Табакова, но встреча с ним была очень важной: «Олег Павлович научил меня главному –  относиться к каким-то вещам веселее. То, в чем я, будучи молодым артистом, видел цинизм, на самом деле было очень далеко от цинизма. Это я понял много лет спустя. А вот «веселее» вообще было его любимым словом. Табаков был абсолютно очарованным странником, романтиком от театра, завороженный им. И, что удивительно, он, когда был уже очень взрослым артистом, все равно любил играть на сцене». Валерий Фокин сказал, что метод Табакова – это он сам. «Знаете, об уникальности актёрского дарования Олега Павловича, сегодня говорили не раз, но я хочу, сказать, что даже его недостатки, свидетельствуют об огромном масштабе его личности», - отметил Валерий Владимирович. Андрей Дрознин назвал то, что создавалось студийцами на небольшой сцене подвального театра, настоящим «бедным театром» - той  сутью театра, когда на пустой сцене – только скамейка и актёр: «Но при этом актер создает целый мир и ничего больше не нужно. Вселенскую историю можно играть на пятачке». Все участники Фестиваля получат памятные броши с янтарем. Янтарь настоящий «атом Солнца». Это самый живой и счастливый материал на свете!» - сказал Владимир Машков, поблагодарив всех участников и гостей фестиваля.