УБИТЬ ЛАНЦЕЛОТА

На Малой сцене МХАТа имени Горького - премьера. Спектакль «История рыцаря» написал и поставил Антон Непомнящий. Чем ему не угодил шедевр Евгения Шварца «Дракон»? Театр подаёт его как «переосмысление»...

Из всей многонаселённой пьесы Шварца и обаятельнейших персонажей осталось всего четыре, которые вместились в полтора часа действия (это несомненный плюс). Играют два премьера этого места - Народный артист России Михаил Кабанов и Заслуженный артист Александр Самойлов.  Если вы любите их творчество или знакомы лично, можно сходить. Всем остальным категорически НЕ рекомендую! В придачу к мэтрам на сцене сегодня были Эльвира Цымбал (Эльза) и Семён Шевелин (Рыцарь). В программке сказано «Можно просто насладиться каждым словом блистательного текста». Именно на это я и настраивалась, услышав про «власть как большую ответственность» и про «нужность оппозиции». Но не верьте написанному! Нелепое осовременивание текста - про оборонку, социалочку, ВПК, как и полнейшая отсебятина, убили гениальный текст сразу и даже выхолостили всегдашнюю актуальность. При этом больше всех досталось профильному Министерству - в каждом втором предложении! («Против Министерства культуры не попрешь! Министерство культуры - на века! Их номер - три шестёрки...» и пр.).

Как и то, что автор назвал главного героя не Ланцелотом, а просто Рыцарем. Вместо незабвенного «Убить Дракона» получилось вот так - «Убить Ланцелота». ...В какое бы заповедное театральное место меня ни забросило, я всегда настроена на лучшее; некоторые друзья по Фейсбуку искренне пишут, что «никто не любит театр так, как Вы/ты». Если я вам вкратце расскажу сюжет, вы не поверите! Министр и Король, он же Дракон, причём при этом отец дочери Эльзы (??) обсуждают 127%-ную явку на референдум («выборы и демократия - вещи несовместимые») и о необходимости перекрыть газ южным соседям и т.д., как приходит некто с рюкзаком и скейтом; Рыцарь новых времен, он же всё-таки Ланцелот. То, что он из другой сказки, видно сразу, - он в модерновых штанах со спущенной посадкой, в ветровке с яркими наклейками, а потом и вовсе и разоблачается до майки с Че Геварой (в облике нового короля), закалывает душку Короля (у того доспехи в музее, а меч в «детской комнате молодежи») и узурпирует власть... Да-да, именно так! После часа действия он открывает «окно в Европу», хотя я склонна думать, что это Америка - на экране Сити, какой теперь есть в любой столице (сценограф не обозначен; художники по свету Ярослав Родин и Вера Руденко). А через несколько лет уже он восседает на троне, не выброшенном из экономии, а в стране на фоне еженедельных выборов продолжаются беспорядки и бунты, что пытается скрыть вышедшая за него замуж Эльза, ныне Миледи (она проводит дни в госпитале для раненых после этнических чисток!?). Хотя чего тут скрывать - за окном город горит красным пламенем и из трубы валит дым (даже боюсь предположить, что это может значить)... Тут полюбившийся нам Король, вполне живой, преображается из добродушного дедушки и размахивает шпагой, пока лицемерный министр (он скидывает камзол и тоже облачается в кроссовки и Т-шотку) организует захват власти, запускает бунтовщиков, угрожая деткам, а бывший монарх, появляясь в окровавленной рубахе, уличает недотёпистого зятя в популизме. И романтически вспоминает о том, как двадцать пять лет назад сам был... рыцарем и заколол ненавистного дракона-тестя. «Своевременная смерть Дракона укрепляет власть», изрекает он в финале...А главное, что даже такое представление требует масштаба и размаха большой сцены, в этом же помещении на 4-ом этаже нет ни четвёртой стены (как и «четвёртой власти»), ни дистанции между зрителем, и получается, что все тексты о свободе проговариваются как бы на кухне с серым ковролином.