ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА, Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа

На «Золотой маске» Башкирский театр драмы им. М. Гафури из Уфы представил свой спектакль «Зулейха открывает глаза»,  постановка по одноименному роману Г. Яхиной

 Нашумевший роман Гузель Яхиной о крестьянке- татарке Зулейхе, вместе с другими переселенцами высланной в Сибирь, в инсценировке современного талантливого драматурга Ярославы Пулинович не мог не вызвать интерес зрителей.  Эта работа— тот редчайший случай, когда сценичная версия романа выглядит гораздо лучше литературного первоисточника. Режиссеру Башкирского академического театра им. М.Гафури Айрату Абушахманову пришлось отказаться от некоторой части повествования, и все же история Зулейхи выглядит динамичной и очень увлекательной.. Мир простой женщины ограничивался домом зажиточного мужа, где всегда много работы, еще и кладбищем, куда она носила дары зират иясе — духу кладбища, чтобы тот присматривал за могилами дочек. Однажды жизнь бедной женщины, и без того  трудная, превратилась в сплошной кошмар и наваждение, выглядит она оглушенной, плохо понимающей, что происходит вокруг. Большую часть пути она проводит с закрытыми глазами, погруженная в воспоминания .

Спектакль выстроен сложно, настоящее и прошлое переплетено, встроено одно в другое. Маленькая, хрупкая Зулейха,  передвигается крохотными шажками, никогда не поднимая головы, рядом с мужем и свекровью походит на тонкую  березку рядом с  мощными дубами.  И все -таки Зулейха открывает глаза, ничего не осталось в конце повествования  от той «мокрой курицы», с которой сравнивала её когда -то свекровь.  Она всей своей огромной материнской любовью борется за жизнь своего ребенка, защищая его от людей, диких зверей в тайге. Зулейха обрела  решительность, которая  была глубоко запрятана в ней.  В сложных условиях у человека раскрываются таланты, и у Зулейхи открылись они. Талант к свободе, она нашла собственное я. Блистательная игра Риммы Кагармановой безупречна. Жесты, манера говорить. История, которую она рассказывает зрителю своим существованием на сцене, наводит на мысль, что  перемены будут и должны происходить не с помощью  репрессий, а  естественным путем.