ОТЕЦ, Театр драмы, Омск

На «Золотой маске» был представлен спектакль «Отец» Театра драмы, город Омск. Что мог знать про нас Август Стриндберг, написавший пьесу "Отец" в 1887 году? Но классика потому и классика, что умеет приобретать новую актуальность, согласно требованиям времени.

Спектакль Омской драмы "Отец" режиссер Павел Зобнин стал событием для многих театралов.  Пьеса шведского драматурга обладает богатым постановочным потенциалом: это и семейная драма об ушедшей любви, о супружеских проблемах,  трагедия отцовства, "Искусство – зеркало, где каждый видит себя", - сказал Гёте, Павел Зобнин – ставит  спектакли, не  в очень ныне современном жанре «осовременивания»  классики. Вступая в игру с текстом Стриндберга,  Зобнин лишает его радикализма автора: все герои становятся абсолютно нормальными людьми, которые просто попали в катастрофическую ситуацию из-за какой то  нелепицы. Чтобы отстоять свою правду Лаура, в исполнении Анны Ходюн, манипулирует мужем, провоцируя его предположениями о том, что Берта , ее играет Кристина Лапшина – не его дочь. И вот уже полный сомнениями глава семьи ротмистр Адольф, блистательная работа Михаила Окунева, доходит до исступления и доводит себя до нервного срыва.

В этой жизни, несмотря на исторические костюмы и декорации, узнается среднестатистическая современная семья. Двое любящих людей, уставших друг от друга, от проблем,  слишком долго прожили вместе; ребенок, ставший яблоком раздора. Тихая семейная «война», которая тянется долгие годы, но мы видим уже ее развязку. В этом  мире нет объективной реальности, каждый человек живет сам по себе, закрывая свой маленький мирок стеклянным колпаком.  Раз мы положили свою жизнь к ногам близких, считаем, что вправе требовать чего-то взамен. И уже не видим, как из  дома уходят  любовь и взаимопонимание, мы не слышим другого, отгораживаясь  стеной непонимания. Победа эмоций над фактами, Лаура создает иллюзорную реальность, в которой ее муж объявлен сумасшедшим.  И все окружающие верят, или просто не хотят разбираться. Стриндберг написал о  борьбе полов, тут победителей нет и быть не может. В войне всегда виноваты  обе стороны, а утверждение "правда в мире"- здесь просто невозможно. Сегодня театр, можно сказать,  единственное место в сегодняшнем мире, где мы говорим открыто, громко,  жестко  и откровенно.