Сердце матери

Спектакль Московского Губернского театра предлагает взглянуть на мир  глазами матерей. В самые непростые времена,  когда кажется, что рушится весь мир, и брат идёт на брата, Мать пытается уберечь семью, уберечь своих сыновей.

Ведь в мире нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Она  начинается с первым биением сердца ребенка, но никогда не заканчивается. И даже пережив самую страшную потерю,  сердце матери продолжает любить и вести бесконечный диалог с теми, кого уже нет в живых. Задает вопросы – и не находит ответа. Дозволено ли спасать одну жизнь ценою другой? Почему самые лучшие должны умирать? И разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?  Драма «Мать» стала итогом творчества писателя. Карел Чапек написал свою пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу третий рейх. Пацифистский и антифашистский месседж произведения делали его особенно актуальным в переломные эпохи, когда весь мир оказывался на грани мировой войны. Но, как это часто бывает с произведениями искусства,  пьеса гораздо сложнее и глубже, чем ее самый «верхний» актуальный слой, и позволяет множество трактовок. В спектакле Московского Губернского театра на первый план выходит противостояние двух миропониманий – мужского и женского, разрушающего и созидающего начала.

 В центре истории – судьба семьи, судьба Матери, которая теряет своих близких, одного за другим. Сыновья жертвуют своей жизнью во имя общего блага: ради испытания новой вакцины, которая спасет тысячи людей, ради технического прогресса, ради победы своих идеалов… Но Мать не может понять и принять, что  существуют цели и идеалы,  которые стоят жизни ее детей. По сути, это противостояние  восходит к традиционному для эпохи классицизма конфликту между чувством и долгом, который наиболее ярко воплотил в своих произведениях французский драматург Пьер Корнель. Не зря двоим из персонажей пьесы, близнецам,  Чапек дал имена Петр и Корнель, словно подчеркивая неразрешимость и трагичность конфликта между самыми близкими людьми. Анна Горушкина, режиссер спектакля: «В пьесе «Мать» есть важный момент: один из сыновей говорит, что для того, чтобы в стране воцарился мир, необходимо, чтобы кто-то победил. Но мать возражает ему: если бы все думали о семье, о своих родных и близких, – не надо было бы никого побеждать. Если бы люди умели вести диалог и слышать друг друга, не нужно было бы убивать. Сейчас уровень агрессии в мире настолько велик, что хочется просто прокричать об этом мужчинам: остановитесь!  Именно мужчинам: ведь не женщины же воюют. Мужчины стремятся к завоеваниям, забывая о том, что есть жизнь, есть жены, дети. Но, к сожалению, мы, матери, всегда остаемся  в проигрыше. Как бы мы ни хотели сохранить своих детей рядом с собой, - они уходят на войну и гибнут. С одной стороны, мужчины должны быть завоевателями во всех смыслах, для того чтобы двигать историю вперед, но если женщины не будут пытаться остановить их, тогда мир исчезнет. Пока мы, матери, сопротивляемся агрессии, войне, мы спасаем этот мир. Мне бы хотелось, чтобы через спектакль люди ответили для себя на свои вопросы. Как сделать так, чтобы был мир, чтобы люди могли общаться друг с другом, как остановить стремление нашего мира к самоуничтожению? Но, безусловно, мне хочется сохранить надежду на свет в конце, на то, что все придет к гармонии, что мы можем все изменитьВ спектакле есть ироничная реплика: «Есть за что умереть, не так ли?» Вот хочется наоборот, - чтобы всегда было, ради чего жить». Сергей Безруков, художественный руководитель театра: «Анна Горушкина взялась за произведение, которое не так часто ставилось в России. Мне кажется, пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас, когда по всему миру то и дело вспыхивают войны: большие и маленькие, вооруженные, экономические, информационные. В этом году мы отмечаем не только юбилей Победы в Великой Отечественной войне, но и 75 лет с окончания Второй мировой. И  пьеса Карела Чапека - именно тот материал, который даст возможность нам как театру очень эмоционально, без излишнего пафоса высказаться на эту тему. В главной роли матери – актриса Елена Доронина, которая в начале года стала лауреатом нашей премии «Золотой Мухин» за две прекрасные роли, сыгранные в прошлом сезоне: это Турусина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» и Вера Сергеевна в моей постановке «Энергичные люди» по В.Шукшину. Лена – очень тонкая актриса, с хорошим актерским диапазоном: ей под силу и драма, и трагедия, и фарс, и гротеск. Те, кто бывал в нашем театре, наверняка помнят ее трагическую Биатрис в спектакле «Вид с моста» и Галю из «Бесконечного апреля», где она за полтора часа проживает жизнь своей героини от 9 летней смешной девчушки до 50-летней женщины. К слову, оба эти спектакля ставила Анна Горушкина, сумев раскрыть новые грани актрисы. Для меня важно, что эта история не только и не столько о войне, – она о цене человеческой жизни, о том, ради чего стоит жить, и том, ради чего стоит умереть. А кто знает об этом лучше, чем Мать, которая приводит нас в этот мир?»