АЛЛА НЕМОДРУК И ЕЁ МИССИЯ

20 лет назад в Москве появились «Летние балетные сезоны»: в 2001-м в театре «Ромэн», в последующие годы - на сцене РАМТа. Тогда театральная жизнь России летом замирала, а иностранцы, устремляясь к нам, жаждали увидеть русский балет. И лингвист-переводчик Алла Немодрук, много лет занимавшаяся гастролями наших коллективов за рубеж, а зарубежных к нам, организовав в 90-е фирму «КонсАрта», решила осуществить грандиозную идею: показать иностранцам лучшие образцы классического балета. Но оказалось, что это нужно и москвичам, и отечественным туристам.

                                        ***

Каждое лето в течение 19 лет любителей балета ждал настоящий праздник: на сцене РАМТа в июле и августе можно было увидеть не только московские театры, что в течение года гастролируют по России и за рубежом, но и лучшие коллективы из других городов нашей страны. А ещё и приглашённых танцовщиков экстра-класса из парижского театра «Гранд опера», и балетные коллективы из Италии и Украины. В «Летних сезонах» основой всегда была русская классика, в знакомых всем версиях Мариуса Петипа и других великих отечественных хореографов, но каждый коллектив давал своё видение известных спектаклей. И публике всегда было интересно сравнивать варианты. Такие названия, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Петра Чайковского пользовались огромным успехом, их смотрели по многу раз, а потом обсуждали на сайте «Сезонов» и в соцсетях. Как «Дон Кихота» Людвига Минкуса, «Жизель» Адольфа Адана, «Ромео и Джульетту» Сергея Прокофьева.

 

- «Летние балетные сезоны» - это намеренная и четко очерченная акция, - сказала мне как-то Алла Маратовна, - они стали нужны для введения в мир балета тех, кто о нём ничего не знал и пришёл впервые именно к нам. Кто-то, проходя мимо, случайно попал и зацепился, а потом уже начал ходить на балеты и в Большой театр и в другие. Со временем у нас появился свой постоянный зритель, очень много молодежи, и выработалось некое кредо или даже миссия: мы внедряем балет в массы.

- С раннего детства меня привлекало в балете всё: постановка, хореография, костюмы, - призналась встреченная мной на одном из спектаклей 4-х кратная чемпионка СССР по художественной гимнастике Венера Зарипова. - Классика остаётся навсегда: она отобрана временем. Сейчас ребенок пришел с мамой, завтра – уже один. Я все время привожу сюда своих гимнасток, чтобы они, как и я, были воспитаны на классике.

- Она волновалась обо всех и за всех, - вспоминает директор Театра «Смирнов Балет» Илина Дубовская. - И всегда и всем была от неё благодарность за сделанную работу. И она всегда помогала! Советовала, учила, объясняла. Удивительная женщина! Она говорила мне только одно: «Ты справишься!» Когда в театре была Алла, ничего не случалось: все вопросы решались. Упорная до конца: «Вижу цель, не вижу препятствий!» Перфекционистка. Человек, не терпящий лжи в любом его проявлении!

- Хожу на «Сезоны» давно, стараюсь не пропускать. Особенно, когда сюда приглашают солистов Парижской оперы, что большая редкость! - поделился впечатлениями известный балетный критик Павел Ященков. - Несколько лет назад здесь выступал Жермен Луве, ещё не будучи солистом, но буквально через полгода после выступления в Москве его возвели в ранг этуаля. Я был им просто очарован, и мне было ясно: он добьётся высот. Как уж они его заманили, не знаю. Но это был просто подарок!

                                             ***

В этом году из-за пандемии сорвался 20-ый юбилейный тур «Летних балетных сезонов», созданных уникальным специалистом и потрясающей женщиной – Аллой Маратовной Немодрук, которая этим летом ушла из жизни. Но она сформировала такую мощную команду, которая, надо верить, продолжит её дело, очень нужное людям, увлечённым красотой русского балета, и тем, кто только подступает к пониманию этого искусства.

Наталья Савватеева