Фестиваль «Видеть музыку»

Пятый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» проводится в непростое для отечественного театра время, будь то драматический или музыкальный: артисты заболевают, спектакли отменяются, театры внезапно закрываются на карантин и каждый день как последний. Артисты со зрителями ощущают какую-то взаимную приобщённость, сопричастность, почти «заединство».

И радостно, когда удаётся посмотреть такие непохожие спектакли: один для малышей, другой - хореографический дуэт и третий - опера гранд стиля на большой сцене. «Театр музыки, драмы и комедии» Новоуральского городского округа — «настоящие герои, приехали специально ради выступления на фестивале», говорят организаторы. Они показали музыкальную сказку по мотивам сказов Бажова. Пьеса Анастасии Старцевой (г.Нягань), музыка народная. Всё же богата земля уральская на таланты, на истории и сказы. Из короткого спектакля (как раз тот менее чем часовой формат, что даётся легко юным зрителям) ребята могут узнать про девчонку-сиротку Дарёнку, про бескорыстное детство, про добряка деда Кокованю; про то, как нелегко жилось людям посреди суровых лесов и холодных зим, и, чтобы сердце обогреть, да ребятню потешить, сочиняли декабрьскими вечерами люди сказки...

И через шутки-прибаутки-заигрыши впитать «доброе и вечное», на чем растёт человеческая душа...Очень «прогрессивная» сценография для «окружного» театра - в световом решении использованы «лазерные технологии», особенно, когда главные герои удаляются вдаль, растворяясь в снопе лучей, восходящим к Луне. Уютен падающий снег, хороши лучики фонариков, прорезающие красный дым. Много кукольных элементов ярмарочного, балаганного театра; яркий «народный» грим, как в советских киносказках. Следующий спектакль был показан тоже в Театре имени Наталии Сац, на Малой сцене. Хабаровчане (Хабаровский музыкальный театр) показали хореографический спектакль по «Белым ночам» Достоевского под названием «В тени эйфории». Мне показалось, что первоклассные танцовщики солисты Александра Ерина и Демьян Ересько (они же хореографы), как и вся молодая команда - режиссёр Дарья Пантелеева, хотели в коротком спектакле успеть всё! Станцевать, нарисовать, проговорить, сыграть на диковинном инструменте... И получилась такая переизбыточность, перенасыщенность, многократно усиленная визуальным рядом: на плексигласе намечены петербургские символы: Исаакиевский Собор, шпиль Адмиралтейства, Растральная колонна, кони Клодта и тот самый лев, которые во второй половине загораются синим цветом, фосфоресцируют, а герои прорисовывают друг друга на стекле (любопытная находка). И в стекле же отражаются. И вдруг понимаешь, что это всего лишь сны и те самые романтические мечты-мечты, как цвет туники героини... Очень сильный финал, когда все персонажи, только что выступавшие в классических па-де-де и арабесках под менуэты, вдруг оказываются на дискотеке, с изломанной пластикой в мерцании стробоскопа и ясно, что привычный мир распадается... Последний из виденных - в Театре «Геликон-опера» опера «Эсмеральда» Александра Даргомыжского. В исполнении театра "Санктъ-Петербургъ опера", хедлайнеров этого Феста и вообще театра, во многом идущего нехожеными оперными тропами. Режиссер-постановщик - Народный артист России Юрий Александров. 27 октября 2020 состоялась ее мировая премьера! То есть мы изначально были первыми слушателями, однако судьба этого произведения сложилась так, что мало кто ее слышал. На протяжении прошедших 160 лет произведению не удавалось задержаться в репертуаре театров надолго. Мне очень понравились голоса: в программке исполнители главных ролей сплошь лауреаты международных конкурсов. Представительный форум с насыщенной программой завершится 9 ноября. Можно ещё столько успеть! Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ, а в нынешнем сезоне и Фонда президентских грантов, равно как при поддержке региональных властей всех уровней и руководства московских театров, на сценах которых будут идти спектакли фестиваля

 Фотографии с сайта фестиваля

Корреспондент Елена Посувалюк