ЛИНИЯ ОБОРОНЫ ЮРИЯ АРХИПОВА

Ушёл из жизни Юрий Архипов, директор Московского музыкального театра «На Басманной», почётный работник культуры Москвы, большой сильный человек, отдавший 30 лет любимому делу. Ему был 61 год.

Всё началось с оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра», которую я захотела посмотреть в 2006 году в музыкальном театре «На Басманной», несколько раз наткнувшись на афиши у метро Бауманская. Сказать, что была потрясена, ничего не сказать. Любовь и жажда творчества, талантливые актёры и великолепные голоса, изящная постановка Жанны Тертерян и тот лёгкий остроумный флёр, что бывает лишь в юности, для которой нет преград, - вот что это было! Мы встретились с директором театра Юрием Архиповым и договорились, что я буду их пресс-атташе. Тогда же выяснилось, что он муж худрука Жанны Тертерян, и что они вместе открыли театр «Экспромт», а потом театр «На Басманной». Юрий Александрович попросил написать пресс-релиз к «Фиалке», с которой решил ехать на гастроли в Санкт-Петербург и в Вильнюс. «Напишите так страстно, чтобы люди просто не смогли к нам не прийти! Потом-то они не оторвутся от сцены!» И осенью были 2 аншлага на сцене питерской музкомедии, на Итальянской, 13. «Я протоптал весь Петербург на своих ногах, чтобы организовать эти два чудных спектакля с огромным количеством зрителей, - признался он потом. - Люди даже стояли в ложах, я сам стоял. Несколько раз в Вильнюсе, когда в конце спектакля зал, стоя, аплодировал 7-8 минут с криками «Браво!», я тоже испытывал потрясение! Это были моменты счастья!»

«Я вторгся в театр с завода, - с улыбкой сказал мне однажды Юрий Александрович. – До него были армия, соревнования по классической борьбе, работа в механосборочном цехе завода им. Лихачёва. Конечно, занятия театром предполагают любовь к нему. Но у меня всё началось с любви к Жанне Григорьевне Тертерян. Я приходил на её экзамены в ГИТИС, где она преподавала, смотрел этюды, отрывки из спектаклей. И это было замечательно! А потом был создан театр, куда вошёл её курс». Он мог всё: грузить декорации, монтировать спектакли, бегать по всей Москве с билетами, когда театр жил без денег, улаживать конфликты, пробивать гастроли, организовывать летние сезоны в музыкальных театрах Покровского, Станиславского и Немировича-Данченко, на концертных площадках парков в Царицыно, Коломенском, Архангельском, пробивать поездки в Крым и на разные фестивали. И при этом всё время учиться – в Высшей школе для деятелей сценических искусств п/р Геннадия Дадамяна, в Университете культуры по специальности - управление учреждениями культуры и искусства. «Я человек максимально компромиссный, - сказал он мне однажды, - кому-то даже кажется, что из меня можно верёвки вить. Но я всегда держу линию обороны, куда лучше меня не загонять. Как только понимаю, что отступать уже нельзя, начинаю контрнаступление, которое, как правило, приводит к заметным результатам». Он 30 лет держал мощную оборону вокруг любимых им театра и жены. А вот себя уберечь не смог.

 

Наталья Савватеева