В МХАТ им. М. Горького историческая премьера спектакля «Лавр. Житие в клеймах» по роману Евгения Водолазкина.

Эту премьеру ждала вся Москва. Причин тому много. Роман «Лавр» - это событие в русской литературе: долгожданное и триумфальное. Это песнь русскому духу, православному миропониманию, это вполне легитимная попытка проникнуть в русское Средневековье. Но самое главное, «Лавр» - это рассказ о том, что такое праведный земной путь.

 Вот об этом спектакль, поставленный Эдуардом Бояковым и Сергеем Глазковым в МХАТ. Для того чтобы ставить такие спектакли и инсценировать такие книги нужно самому совершить особенное духовное восхождение. Создатели спектакля работали над ним так, как работают над иконой – с чистой душой и глубоким знанием, они провели над собой работу, которая сравнима с послушанием или подготовкой к исповеди. Поэтому в спектакле, рассказывающем о пути праведника, о мере его искупления и безграничных пределах человеческого духа, говорящий смысл имеют все составляющие спектакль элементы, от костюмов до сценографии, от музыки до языковой структуры и знания старославянского языка, от световых решений до символики водной стихии. При этом используются самые современные технологии, разработанные специально для спектакля. Перед вами вырастут великие средневековые города, земные и морские просторы. Перед вами предстанет почти вся театральная труппа МХАТ и известные российские артисты в новых амплуа, раскрывающих их реальный драматический диапазон.    Эта постановка просто не могла не быть для МХАТ самой масштабной за последние десятилетия, если не за всю историю существования театра. Рассказ о человеке, который совершая земной подвиг служения Богу и людям, возвеличил и собственную душу, стóит того, чтобы так мощно представить его нашим современникам. Ведь время – условное понятие, и значит, у нас есть надежда, что и в наши дни возможно раскаяние, жертвенность, чистота. Если вы не знаете, что такое «клейма», вы заблуждаетесь. Клейма в иконописи – это части житийных икон, обрамляющие основное центральное изображение. Эти прямоугольные образы как раз и рассказывают о жизни святого.  

 Также рассказывает о жизни героя спектакля декорация, для которой на сцене построена многосложная живая конструкция, у которой есть свой язык – символика декорации. Ведь сцена в нашей постановке символизирует земной путь, а созданное в огромном масштабе подобие житийной иконы или даже иконостаса, взмывающего вверх – это путь духовный, путь ментальный и доступный не всем. Недаром алтарный иконостас восходит от «местных» святых к «деисусному» ряду, а выше – пророки, ветхозаветные святые и Крест. На Голгофу идет и Лавр: для спасения своего, спасая других. Путь нашего героя долгий, он полон чудес и земных страстей. Герой наш имеет много имен и воплощений, потому что всякий человек меняется – кто по мере духовного роста, кто по мере духовного обнищания. Ему на пути встречаются люди, которых он лечит, женщины, дети, звери, которых он любит, но он идет дальше, словно жизнь, которую он проживает – не его собственная, а взятая им на время. И когда придет срок, нужно обязательно вернуть ее Господу оправданной.