НОВАЯ ВОЙНА И МИР

Юрий Грымов, художественный руководитель театра «Модерн», показал во вверенном ему театре премьеру «Войны и мира» - эпопеи Льва Толстого.

В последний раз в Москве театралы видели отрывки эпопеи Льва Толстого у Петра Фоменко на Старой сцене и отправлялась на спектакль с максимальным недоверием! Как можно поставить «четыре тома»? На сцене перед зрителем проходит и первый бал Наташи, и сцена родов Лизы Болконской, и размышления Кутузова перед битвой, и мистерия в масонской ложе, и сцены ухаживания Болконского за Ростовой, и ее соблазнения Курагиным, и множество семейных диалогов, и монолог Наполеона на французском, и комическая опера в исполнении крепостных актёров, и редуты Бородино, и речь Платона Каратаева, и перемещения народных масс по диагонали, и жалкое бегство остатков французской армии - по другой... и многое другое. Но театр очень уважительно отнёсся к воспроизведению истории, в любом смысле, и я была заворожена этим. Особое очарование масштабной постановке придаёт величавое, величественное пение Государственного академического русского хора имени А.В.Свешникова (художественный руководитель - Евгений Волков), к которому не останется равнодушным ни одно сердце... На сцене сразу находится несколько десятков артистов и певцов! За это можно даже простить продолжительность спектакля - у метро вы окажетесь не раньше полуночи... Знаменитый хор участвует практически в полном составе! В одном из антрактов они исполняют песнопение на парадной лестнице фойе. Наши исконно-посконные церковные песни сочетаются с ненавязчивой мелодией в композиции на английском (за музоформление отвечает сам режиссёр).

Декорации практически отсутствуют, что придаёт массовым сценам особую, ничем не отягощенную строгость и торжественность. Мне очень нравится Александр Колесников в роли Пьера Безухова; абсолютное попадание в образ. Постановщик готовил этот проект целых три года и дал масштабному действию подзаголовок «Русский Пьер». Грымов признаётся, что эта история про многих из нас и частично про него... Сам почитая себя «западником», режиссер считает, что Пьер, Петр Кириллович, из западника превратился в русского патриота. Шаг за шагом, в течение четырёх с половиной часов, артист показывает взросление, умудрение своего персонажа через печальный опыт своей жизни. Спектакль начинается с него, со сцены во франко-масонской ложе, и им же и заканчивается. Это очень серьёзная работа! Хочу отметить Алексея Багдасарова в роли Кутузова (и других воплощениях). Замечательный артист, которого все московские театралы помнят ещё с 1990-х с его ролей в Центре драматургии и режиссуры, который тогда находился в Нижнетаганском тупике (ныне Центр Высоцкого). Спектакль «Пленные духи», пожалуй, лучший спектакль Владимира Агеева, до сих пор в репертуаре! Украшение постановки - Андрей Давыдов - старший князь Болконский. Очень люблю этого артиста и режиссера. Ему подвластен любой материал, начиная от уютной гоголевской «Шинели» до блюз-джаз-рокового американца Чарльза Буковски! От русского фольклора и ансамбля «ДаЛадно» до триады sex-drugs-rock’n’roll. Щукинец и ученик гуру Анатолия Васильева, очень начитанный и осведомленный, с тонким арт-вкусом, максимально критичный и к себе, и к лучшим образцам мирового театра, появляющимся на московских театральных просторах. Обычно он существует в формате соло (и может играть в железнодорожном вагоне!) и было очень интересно, как он вольётся в многоголосный ансамбль театра «Модерн». К сожалению, его персонаж появляется всего в первом акте, но за несколько минут артист передал и вальяжность, аристократизм своего старого князя, и широту русской натуры, и отеческое отношение к домочадцам - как легко, как куклу, он носит на руках малюсенькую француженку бонну, как переживает за некрасивость дочери Марьи, как гордится своим сыном Андреем... «Его сиятельство», Андрей Давыдов заполняет собой просторную пустую черную сцену, раз за разом проверяя скрипящую половицу... Искренне рады, что роль и постановка оказалась достойна этого большого Мастера! Одной из самых сильных сцен спектакля стала встреча в лазарете двух смертельно раненных защитников Отечества, которые тянут друг к другу руки... Андрей Болконский - Александр Толмачев. Наташа Ростова - Ирина Лукина. Княжна Марья - Марина Дианова. На сцене сразу находится несколько десятков артистов и певцов! Представьте, сколько костюмов следовало изготовитью Предлагаю вместе со мной восхититься работой художника по костюмам, Ирэны Белоусовой! Вся haute couture аристократии начала XIX века; их многочисленной прислуги; военные мундиры русской и французской армии; карнавальные костюмы артистов оперы; рубища народных масс; хор в десятки голосов, отдельно отмечу Наполеона и Кутузова. И даже одеяния франко-масонов из ложи... Невероятно! И, кажется, Грымов снял свои регламентации по поводу внешнего виде зрителей (придя в театр худруком, он даже разработал стандарты одежды для обоего пола!) Будьте уверены - в парадно вечернем будут только по другую сторону рампы!