"РУСЛАНОВА"

В театре Армии на Экспериментальной сцене состоялась премьера спектакля «Русланова» по пьесе Елены Исаевой и Ольги Михайловой «По морозу босиком, или Женщина которая спела страну». Первоначальная мысль написать о великой певице родилась у Елены Греминой, которую можно считать родоначальницей документальной исторической драматургии, она и придумала вторую часть названия.
 
В заглавной роли - актриса этого театра Ксения Хаирова. Приятно, что дочь Валентины Талызиной сама по себе достойна высочайших похвал. Справиться с такой многослойной ролью в биографической, а не выдуманной истории, провести свою героиню от народной любви и обожания, через ночные вызовы к Сталину и Со, где надо было ублажать советскую элиту и пить водку за их здоровье, через лагеря в военное время до эпохи реабилитации, когда измученная и подорвавшая здоровье немолодая женщина теряет не только былую красоту и популярность, но и самое дорогое для певицы, голос... Конечно, актриса исполняет песни вживую и талантливо. Есть в спектакле и любовная линия - классический треугольник. В самые драматические дни Войны пришла большая любовь и Лидия Андреевна не побоялась оставить своего удачливого мужа режиссера Михаила Гаркави и уйти к большому военачальнику Владимиру Крюкову. А потом, позабыв о себе, беззаветно выводила сломленного супруга из депрессии. Конечно, отдельный герой "Руслановой" - это музыка. В интерпретации композитора и музыкального руководителя постановки Артема Тульчинского знаменитейшие "Валенки" переплавлены в Реквием. Невероятные задумки виртуозно воплощает квартет профессиональных музыкантов, но и исполнители из самого театра от них не отстают. Особенно меня впечатлила игра Заслуженного артиста Андрея Егорова (на днях он проникновенно делился своими воспоминаниями о работе и дружбе с Владимиром Зельдиным, на особом Вечере его памяти на большой сцене). И у всех немногочисленных зрителей выступили слезы, когда в одной из сцен выступления Фронтовой бригады на изображении грузовика бегущей строкой побежали фамилии всех артистов Театра советской армии, которые внесли такой важный вклад в Победу. "Армейцы" на небольшой этой сценке уже не в первый раз обращаются к теме истории, в частности, Великой Отечественной и такое деликатное воплощение сложных задач дорогого стоит. На постановку нынешнего спектакля пригласили Романа Шаляпина. Ему было важно рассказать историю потомкам не через исторических персонажей, а как бы с отстранением; режиссер сплетает контекст прошлого с сегодняшним, чему способствует новое прочтение музыкальной песенной классики, и дает свое название жанру спектакля - музыкальный байопик. Ему хотелось, чтобы зритель эти полтора часа "прожил по-настоящему"! Я от души поздравляю с удачей этот творческий тандем «резидентов» Театра Наций! Отмечу, что и Роман, и Артем - оба «кудряши», что для каждого театрала как золотая проба и они красиво несут мастерство своего Учителя, Олега Кудряшова.