Режиссёр Тимур Бекмамбетов представит свой первый спектакль в Театре Наций

5, 6, 7 февраля на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля «Ходжа Насреддин». Это первый опыт Театра Наций в жанре кукольных постановок и театральный режиссёрский дебют продюсера, кинорежиссёра и сценариста с мировым именем Тимура Бекмамбетова. Над «Ходжой Насреддином» он работает и как соавтор пьесы, и как режиссёр-постановщик.

«Я вырос в театре, учился на сценографа и, став режиссёром кино, всегда знал, что однажды захочу вернуться на сцену, — говорит Тимур Бекмамбетов. — Фильм рождается в голове режиссёра, в театре же есть уникальная возможность творить вместе со зрительным залом. Творить, каждый раз испытывая волнение от неопределённости — случится или нет волшебство сопереживания» Театральный дебют Бекмамбетова вырос из сайт-специфик-лаборатории «Свияжск АРТель». В августе 2019 года Бекмамбетов впервые подступился к истории Ходжи Насреддина, сделав эскиз спектакля и разыграв его с казанскими актёрами. В Театре Наций известный сказочный сюжет обрел форму кукольного театра. Заглавный герой постановки – фольклорный персонаж мусульманского Востока Ходжа Насреддин – бродяга, философ и плут, любимый самим Бекмамбетовым с детства. Но по задумке авторов спектакля на первый план выходит ещё один герой — ишак, которого Насреддин выкупает у старого хозяина и по ходу повествования старается привить ему главные человеческие ценности.

 «Я много лет мечтал рассказать историю Ходжи Насреддина, талантливого и парадоксального персонажа, который всё переворачивает с ног на голову. Но поскольку мир и так перевернут, то у Насреддина в итоге всё оказывается на своих местах. Мы создали образ легендарного трикстера восточной цивилизации, и у нас вышла пьеса о свободе, любви и правах человека, в общем, о проблемах и чаяниях всех времён вплоть до сегодняшнего дня», – говорит Бекмамбетов. Роль Ходжи Насреддина и ишака озвучили Константин Хабенкий и Евгений Миронов. Также в работе над озвучанием принимали участие Чулпан Хаматова (Махаббат), Елизавета Боярская (кобылица), Виктор Вержбицкий (эмир Тимур), Игорь Золотовицкий (хозяин) и Инга Оболдина (Фатима). Автором кукол, режиссёром и художником-постановщиком «Ходжи Насреддина» стала лауреат театральной премии «Золотая маска» Анна Викторова, художественный руководитель петербургского театра «Кукольный формат» («КУКФО»). Спектакль решён в эстетике чёрно-белого кино, отсылающей к советской картине «Насреддин в Бухаре» 1943 года, которая произвела на Тимура Бекмамбетова большое впечатление.

 Тимур Бекмамбетов — режиссёр, сценарист, продюсер. Закончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Островского по специальности художник театра и кино. С 1989 года много работал как режиссёр рекламных роликов. Внёс значительный вклад в развитие российской рекламы. В кино дебютировал в 1994 году фильмом «Пешеварский вальс». С 2005 года работает как в России, так и в США. Снял такие популярные картины, как «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Особо опасен», «Ёлки», «Бен-Гур», «Ёлки 1914», «Ёлки 5», «Ёлки последние». Продюсер фильмов «Чёрная молния», «Аполлон 18», «Горько!», «Самый лучший день», «Убрать из друзей», «Время первых», «Война токов». Бекмабетов — основатель студии Bazelevs – лидера по производству рекламы и художественных фильмов, а также продюсер петербургского театра «Кукольный формат» («КУКФО»).

Анна Викторова – художник, режиссёр, художественный руководитель петербургского театра «КУКФО», лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Окончила СПбГАТИ по специальности художник-постановщик. В начале карьеры как мастер по куклам и актриса сотрудничала с Резо Габриадзе. Как художник и режиссёр работала в театрах России и зарубежья. В 2003 году организовала театр «Кукольный формат» («КУКФО»). Среди её постановок: «Всадник Cuprum», «Робин-Бобин», «Русалка Света из деревни Перемилово», «Птифуры». Была художником сцен с куклами в фильме «Сохрани мою речь навсегда», а также художником и режиссёром сцен с куклами к фильму «Он – дракон».

Театр Наций с 2006 года возглавляет народный артист Российской Федерации Евгений Миронов. За это время ему удалось привлечь к совместной работе главных мировых и российских режиссёров: Роберта Уилсона, Робера Лепажа, Томаса Остермайера, Алвиса Херманиса, Кирилла Серебренникова, Максима Диденко, Константина Богомолова и многих других. Театр регулярно обращается как к классике, так и к творчеству современных авторов: Ивану Вырыпаеву, Дункану Макмиллану, Мариусу фон Майенбургу, Эльфриде Елинек и Ярославе Пулинович.