«Королева чардаша» в Театре оперетты

В Московском театре оперетты прошла премьера оперетты Имре Кальмана «Королева чардаша». Либретто было написано И. Беккеффи и Д. Келлером, русский вариант создали Ю. Шишмонин, В. Михайлов и Д. Толмачев. 
 
В постановочную группу вошли режиссер и балетмейстер Валерий Архипов, известный зрителям по спектаклям «Любовь и голуби» и «Доходное место»; музыкальный руководитель и дирижер, главный дирижер театра Константин Хватынец; художник Вячеслав Окунев, работавший над спектаклями «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина», «Джейн Эйр», «Цыганский барон» и «Ромео vs Джульетта ХХ лет спустя». За свою сценическую жизнь «Королева чардаша» претерпела множество редакций, не раз меняла имя, но неизменной оставалась великолепная, не утратившая актуальности звучания музыка Имре Кальмана. Оперетта жанр чрезвычайно требовательный: артист должен петь, танцевать, причём одновременно, при том улыбаясь, делать всё заразительно, обладать сценическим магнетизмом и быть внешне привлекательным, желательно с хорошей фигурой. Всем этим, на мой взгляд, обладают солисты - Народные артисты страны харизматичная Елена Зайцева, Александр Маркелов, Анна Золотова (Сильва), Павел Иванов, Леонид Бахталин, Ольга Белохвостова, Дмитрий Лебедев. Голоса певцов звучат широко, сочно, легко, выверенно, в классической выучке - не мюзикла. В спектакле заняты и звезды театра, и молодые артисты, для которых спектакль стал дебютным - очень мне по-актёрски понравился обаятельный Дмитрий Никаноров, при этом он и в сальто прошёлся, и почти на шпагат сел. Это синтетические артисты сразу всех умений, не отстаёт и кордебалет. Спектакль пронёсся в вихревом темпоритме на ура, а ведь это было первое представление на зрителя! Тем более, на каждую роль распределено два состава, что усложняет подготовку не двукратно, а многократно. Сидящий рядом мэтр жанра Александр Журбин шепнул «Это хороший театр!» Воистину - я до сих пор под впечатлением предыдущей здешней премьеры: это была его «Куртизанка» с либретто Владислава Старчевского и текстами Сергея Плотова. У Оперетты огромное преимущество перед Консерваторией: здесь можно не только аплодировать между ариями, но и во время, и даже кричать Браво, что и делали сидящие в первых рядах.  Арии и дуэты «Хейя», «Помнишь ли ты...», «Без женщин жить нельзя на свете», «Ничто не вечно под Луной», «Красотки кабаре» как жемчужины-перлы из опереточного ларца.  Конечно, большинство из них нам знакомы в исполнении нашей отечественной Королевы (без всяких кавычек и с большой заглавной буквы) Татьяны Ивановны Шмыги в версии «Сильвы». Но стоит заглянуть на записи на YouTube, чтобы удостовериться, что постановки разделяет целый век. Технические возможности отремонтированной сцены с новейшими технологиями творят визуальные чудеса! Пространство трансформируется благодаря мобильным декорациям и мультимедийному занавесу. А героиня буквально спускается с небес в хрустальном бокале. В сценографии соединены два стиля: пышная эклектика дворцов и модерн кабаре. Костюмы сразу хочется именовать нарядами (художник по костюмам Народный художник РФ Вячеслав Окунев). Страусиные опахала, боа, эполеты, декольте, шляпки с плюмажами - голова без фужеров кружится! Перефразируя титульную арию «Без женщин жить нельзя», скажу, что и без оперетты не стоит этого делать. И к классической формуле «Откупори шампанского бутылку иль перечти Женитьбу Фигаро!», я бы прибавила и «Взгляни на «Королеву».