ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО

В театре Табакова, который все любовно зовут «Табакеркой», прошли премьерные показы спектакля «Страсти по Бумбарашу».
 
Это название появилось в афише Театра Олега Табакова в 1993 году и не сходило со сцены 18 лет; спектакль объездил с гастролями полмира. Но я ни за что не буду сравнивать свежий и сияющий, как новый рубль, спектакль со своими предвестниками, когда на сцене блистал Бумбараш-Миронов, а на экране Бумбараш-Золотухин. Театр - это здесь и сейчас, повторяет художественный руководитель театра и постановщик Владимир Машков. Это не копия музейного экспоната - он абсолютно живой! Как и живы его великолепные создатели. Стихи автора пьесы «Страсти по Бумбарашу» Юлия Кима, положенные на гениальную музыку Владимиром Дашкевичем, настолько полюбились аудитории, что люди искренне считают их народными; они отзываются в зрителе, будоража какие-то наши исконно русские корни. «Наплевать, наплевать, надоело воевать, ничего не знаю, моя хата с краю». Хотя персонаж Семена Бумбараша исторически молод - советский двухсерийный музыкальный телефильм по мотивам ранних произведений и одноимённой повести Аркадия Гайдара появился в 1971 году, он сразу стал своим («Я - свой!» эдакий пароль на всех переменчивых флангах Гражданской войны), символ национального характера, русопятый рубаха-парень и немного недотёпа, с деревенской смекалкой и с открытой улыбкой, бесшабашный и отчаянный, удалец и умник, добряк и хитрован одновременно. Как тот же Тёркин, на другой войне, он всегда выйдет сухим из воды. Он не рыцарь без страха и упрёка, не мачо, не самурай, он уязвим - боится бомбы, боится карабкаться вверх, не доверяет ни красным, ни белым, ни зелёным, ни чёрным (девичьей батальон); он вообще против любой войны - ему бы шалаш-хату с краю со своей разлюбезной Варей. В этом «Бумбараше» спроецированно чувствуется всё, что накоплено в Табакерке за почти тридцать лет. И, конечно, нельзя сравнить современные технологические возможности новой сцены на Сухаревской и сценку в Подвале, раз в семь меньше. Народу-персонажей прибавилось в разы. В финальных сценах задействовано 45 человек! Вместе с мастерами разного возраста на большую сцену впервые выходят второкурсники Школы Табакова, набранные Владимиром Львовичем (и все они начинали своё обучение с просмотра легендарного спектакля). Массовые и групповые ансамбли, дуэты и проникновенные соло. Все хороши! Музыкально-мюзикальный жанр позволяет играть ярко, выпукло, с нажимом, немного шаржированно, жирно, мастихином. Заглавную роль исполняет Севастьян Смышников. По-новому проявился Владислав Миллер; от завравшегося Хлестакова до истинно верующего большевика, растворенного в коммунистическом учении Маркса. Ну и атаманша-бандерша - Анна Чиповская. Обычно исполнительница ролей лирических и остро драматических, здесь она такая лихая дама - и коня на скаку остановит (а то и украдёт), и в горящую избу войдёт (а то и подожжет), и споёт грудным голосом. И ей под стать горящие золотом оскалы «чёрного женского батальона». Постановщик и театр считают восстановление спектакля долгом памяти своему основателю, Олегу Павловичу. Ритмизированный стихами, зрелищный, с шикарными сценографией и пронзительным светом (ещё бы! художник Александр Боровский и художник по свету Дамир Исмагилов), драйвом пластики (ещё бы! хореограф Алла Сигалова), остроумными нарядами (художник по костюмам Мария Боровская), звонкий, смешной и трагический, с грудой мертвых тел в финале, нежный и дерзкий, взывающий к исторической памяти и патриотизму, несущийся в темпоритме революционного вихря. Мне кажется, это идеальный спектакль для всех!