«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА

В то время, когда большинство театральных коллективов отдыхает от напряженного непредсказуемого, во многом секвестированного года, в театре Моссовета после небольшой паузы двери открыты и скоро открывается год 2021-22. К слову, он будет предюбилейным- вскоре прославленные подмостки тоже перешагнут вековой рубеж 

На днях здесь сыграли премьеру под подходящим названием ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ по Гарольду Пинтеру, на Сцене «Под Крышей». Поначалу замедленная экспозиция в мрачноватой аскетичной сценографии (художник Стася Гришина) общения двух умудрённых жизнью супругов за завтраком ни о чем за чтением газеты и попыток растормошить единственного постояльца, который пребывает в различных стадиях депрессии и ни разу не улыбается за два часа, переходит в детективный саспенс с появлением парочки мужчин, неизвестно, зачем решившими остановиться в их доме. Для Александра Кудина, молодого талантливого артиста, это дебют в режиссуре. Может быть, такой выбор пьесы не бесспорен, но совсем небанален и я бы доверилась его вкусу. Тем более, опыт РАМТа этого сезона с его постановкой «Лысой певицы» Ионеско, которую отметили все посмотревшие, говорит о том, что просвещенный зритель готов на эксперименты. К абсурдистской драматургии Алекса «приохотил» его мастер в ГИТИСе на эстрадном факультете Валерий Гаркалин. А несколько лет назад он поставил моноспектакль в Театре Ермолова по этой пьесе. В моссоветовской премьере Кудин, который стремится заниматься театром-праздником, решает Пинтера и в цирковой подаче, когда герои устраивают подобие реприз на арене с показными тумаками-апачами. На сцене всего шестеро исполнителей. Андрей Межулис, Заслуженный артист России, продемонстрировал высокую планку в очередной раз, превращая каждый выход своего персонажа еврея Гольдберга в мини-бенефис. Ему под стать Маккан в исполнении Владимира Прокошина с выразительнейшей мимикой. 

И просто мастер-класс в постановке, где заняты разные поколения, дала всем Лариса Наумкина в роли Мэг. Несколько штрихов - и образ взбалмошной далеко не молодой, но молодящейся особы, которая почитает себя отличной хозяйкой пансиона и умелой стряпухой, вылеплен. При этом у мужа Пити (Виктор Гордеев) вид неухоженный, свитер в огромных дырах, на завтрак неизменные кукурузные хлопья, гренки как невиданный деликатес, и вершиной кулинарных умений плохо заваренный чай (это у англичан!) Зато она вертится перед всеми лицами мужского пола, невзирая на их возраст, заигрывает с постояльцем Стенли (Александр Емельянов), придумывает ему день рождения и зачем-то дарит барабан, выряжается в нелепое золотое платье, доставшееся от матушки, с кричащей красной прядью на голове, даже не сравнивая себя с соблазнительной красоткой Лулу (Дарья Таран). На полном серьезе не помнит, что во время веселой попойки и игрищ супруг отсутствовал и при этом…искренне его любит. Так что молодой режиссер совершенно оправданно вывел на первый план любовь немолодых хозяев пансиона, что придает истории теплоту и человечность. В лишенной линейной логики пьесе важно найти ход, позволяющий распутать сложный клубок парадоксальных взаимоотношений героев. И хотя пьеса записана в разряд абсурдистских, наши актёры вочеловечивают и обживают ее через русскую школу психологического театра. Лариса Дмитриевна Наумкина, опытнейшая актриса (она служит в стенах Моссовета более 45 лет!), сказала о своей роли так «Моя героиня не сумасшедшая, просто ей многого не хватает, поэтому она начинает придумывать… И фантазии и жизнь путаются в ее голове. Я впервые в своей творческой жизни столкнулась с такой невероятно интересной драматургией. Пинтер даёт простор играть про всё! Это настоящий мне подарок!»
 
Фото. Елена Лапина