ВОЙНА. МИР. СУДЬБА. ЖИЗНЬ

В Театре имени Евгения Вахтангова случилось одно из самых главных событий театрального сезона - премьера спектакля-эпопеи "Война и мир". Она приурочена к 100-летнему юбилею театра, который отметили очень в необычном формате «Днём тишины» 13-го ноября.

 

В постановке художественного руководителя Римаса Туминаса заняты несколько десятков артистов всех поколений, в два состава. Мы увидели Сергея Маковецкого, Людмилу Максакову, Владимира Симонова, Ирину Купченко, Евгения Князева, Анну Дубровскую, Марию Волкову, Олега Макарова, Асю Домскую и других прекрасных вахтанговцев. В главных ролях Пьера Безухова и Наташи Ростовой молодые актёры Павел Попов, на днях отметивший тридцатилетие, и прелестная Ксения Трейстер, ещё третьекурсница. Движения души этих юных созданий во многом решены через пластику (хореограф Анжелика Холина). Впервые идею постановки Римас Владимирович озвучил в 2017 году на сборе труппы. Подготовка шла весь 2020/21, несмотря на сложные ковидные обстоятельства и то, что режиссер был «заперт» в Литве. Нужно обладать невероятной режиссёрской отвагой и мужеством, чтобы решиться на такую постановку!

Итак, Театру Вахтангова - сотня лет, на полвека старше грандиозный роман (написан в 1869 году) и более 55 уже прошло с выхода выдающегося фильма Сергея Бондарчука, лауреата «Оскара». Конечно, этой постановке будут посвящены многие театроведческие исследования, однако уже сейчас я бы назвала спектакль выдающимся, как и работу Князева, чей Болконский старший теряет рассудок от горя на наших глазах… А в очередь с ним играет Сухоруков, так что обязательно надо смотреть снова! Очень сильны образы, созданные Людмилой Максаковой (в последней сцене она сродни макбетовской мифологической ведьме, зажигает спичку-факел), Юрием Поляком, Анной Антоновой, Владимиром Логвиновым, Юрием Цокуровым, Ольгой Тумайкиной. Начав со статичных картинок великосветского салона и демонстрации умопомрачительных нарядов красавиц (художник по костюмам Мария Данилова), спектакль движется крещендо и к третьему акту выходит на высокую трагедию, на поклонах все зрители в едином порыве поднялись с мест, скандируя Браво! На громадной пустой сцене ни одной декорации и предмета бутафории, лишь мощные тектонические движения стены-махины и серая дымка на фоне стильного монохромного решения сцены как пороховой чад (сценография Адомаса Яцовскиса). И музыка - вослед недавно ушедшему литовскому гению, Фаустасу Латенасу, многолетнему соавтору Туминаса, пришёл Гиедрюс Пускунигис и явил нечто эпическое, божественное, как кантата и хорал, в которых звучит грохот войны, шепот молитвы и стоны побеждённых. В спектакле есть место и миру, и войне (при этом ни одной батальной сцены, но маленькая фигурка Николя Ростова, мечущаяся по огромной сцене на фоне своей тени, который в финале обессиленно вешает шинель на мушкет, стоит всего многотысячного Бородинского сражения), и тому, что написано в четырёх томах в основных сюжетных линиях, и всему, о чем стучит сердце постановщика сегодня, в 2021-м. Эта «Война и мир», соединяющая величие истории и личную исповедальность, - абсолютный Туминас, который стопроцентно вложил всю свою судьбу в него.

 

 

Текст Елена Посувалюк 

Фото Александр Иванишин