Пётр

В Театре Модерн играют премьеру спектакля «Петр». Как бы ни относиться к противоречивой фигуре постановщика Юрия Грымова, что бы ни думать о его эклектичной режиссуре, нельзя не признать - это очень мощный спектакль.

Оформив в своё время логотип и дизайн билетов для Большого театра, Грымов тяготеет к гранд-стилю: сценография пустой чёрной сцены, снопы света сверху и слева, развевающиеся поддувом полотнища, обволакивающий дым, саундтрек рок-музыки почти концертного исполнения, величественные костюмы и гипертрофированные гротескные парики начала XVIII века в полроста… Да, во всем этом очень узнаваемый грымовский подход и одновременно это живописует Россию петровских времён. Ну, а во-первых и главных, взяты в «соавторы» Д.С.Мережковский, увлекавшийся историческими романами (третий роман трилогии «Антихрист. Пётр и Алексей») и А.Н.Толстой (неоконченный роман "Петр Первый"). На сайте Театра значится, что «ПЕТР» (Петр Первый) — первый спектакль масштабной трилогии «Антихрист и Христос». «Антихрист или Христос, Свет или Тьма — кем же был российский правитель для своего народа, и что он оставил потомкам»… И эта премьера срифмовалась с одной из предыдущих масштабных работ «Модерна», с «Войной и миром». То, что связано с историей нашей страны высшего порядка, не может не волновать зрителя Замечательны артисты Алексей Багдасаров, Сергей Аронин, Владислав Свиридов, Александр Борисов, Константин Конушкин, Мария Орлова и другие… В заглавной роли один из любимых артистов Юрий Анпилогов. Согласитесь, если в кино наш первый российский император представлен многократно, то в театре вспоминается лишь захаровско-горинский ленкомовский «Шут Балакирев». Браться за постановку, не имея талантливого воплотителя замысла, просто невозможно…Сколько раз за последние два сезона я ни бывала на большой сцене - Юрий всегда главный и основной… Можно увидеть его в спектакле и об ещё одной царственной особе с тавром «великий», в «Юлии Цезаре».

Он убедителен всегда и всегда интересен. Играет он Петра мощно, ёмко, масштабно, объемно, размашисто, фигуристо, намного вырастая над своим анкетным ростом, - все эти эпитеты проносятся в уме в начале, но за три часа сценического времени артист проводит своего героя от царственной мощи до отцовского поражения, от мужской силы до почти полной беспомощности, оставаясь без атрибутов власти, - слабый, согбенный, немощный, разоблачаясь перед зрителем не фигурально, в исподней рубахе и даже без парика. Анпилогов завершает роль, взбираясь при помощи огромного посоха-шеста на постамент (эшафот?), выстроенный посреди зрительного зала, а занавес всё равно застаёт его свернувшимся калачиком у своего высокого скипетра. Великий Петр в этом исполнении великолепен!