Дядя Ваня

18 и 19 марта на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова состоится первая премьера в рамках юбилейной программы, приуроченной к 125-летию Московского Художественного театра, – спектакль «Дядя Ваня» в постановке режиссёра Дениса Азарова.

 «Дядя Ваня» А.П. Чехова – знаковая пьеса для МХТ. Впервые она была поставлена в Художественном театре в 1899 году К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко, причём театр получил её благодаря почти случайному стечению обстоятельств. Пьеса должна была идти в Малом театре, но её не утвердил Литературно-театральный комитет, обнаруживший в сочинении А.П. Чехова немало недостатков и длиннот, которые автору было предложено исправить. Без разрешения комитета пьеса на императорской сцене идти не могла – таким образом «сцены из деревенской жизни» (такой подзаголовок дал автор своему произведению) попали в Художественный театр. Постановка Станиславского и Немировича-Данченко игралась на мхатовской сцене почти тридцать лет – по 1928 год. Следующий спектакль по этой пьесе вышел во МХАТе в 1947 году – его режиссёром был Михаил Кедров (при участии Ильи Судакова и Нины Литовцевой). Ярким событием театральной жизни стал и спектакль Олега Ефремова, премьера которого состоялась во МХАТе в 1985 году. В юбилейный год МХТ имени А.П. Чехова считает важным снова обратиться к классической пьесе А.П. Чехова.

Режиссёр Денис Азаров: «“Дядя Ваня” — история про одиночество. Глубокое, глобальное, ментальное одиночество. Во всех пьесах Чехова, и в “Дяде Ване” особенно, люди говорят не то, что они хотят сказать, живут не там, где мечтают, занимаются не тем делом, которым бы они хотели заниматься. Казалось бы, можно всё изменить, например, просто взять билет и уехать в другой город, но страх перемен обездвиживает. Это пьеса о неразделённом чувстве – все ключевые персонажи пьесы любят не тех, кто любит их. Их любовь безнадёжна. При этом кроме основных героев на сцене будут присутствовать ещё несколько персонажей. Это простые люди, работники, крестьяне, которые вынуждены находиться в усадьбе и наблюдать за душевными метаниями господ. И вот между этими простыми людьми как раз и рождается то чувство, о котором главные герои пьесы лишь мечтают».