КНС-культурные новости столицы

Литературно-драматическая композиция по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

По традиции избранные дипломные спектакли Театрального института имени Б. В. Щукина попадают в репертуар Вахтанговского театра. Спешите видеть! Первые шаги студентов в профессии на академической сцене. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (1821 – 1881) – чрезвычайно популярный во всём мире роман.

Уже в XIX веке книга была переведена на 10 европейских языков. Экранизаций «Преступления и наказания» более десяти, театральных постановок – сотни. Проза Достоевского необычайно кинематографична. Цвет, свет, звук, интонация, темп, ритм иллюстрируют психологические переживания персонажей, создают в воображении читателей чёткие картины. Серо-жёлтые стены домов возле набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге, бледно-жёлтые лица, грязно-жёлтые обои в комнате старухи-процентщицы, «жёлтый билет» проститутки… и ничего солнечно-жёлтого, только печальный цвет нищеты, зависти, душевной болезни. Всё это – превосходные ориентиры для сценографов. Однако в постановке Елены Ласкавой нет декораций. Кинематографичность текста бережно сохранена в репликах артистов. Актёры то проживают эмоции персонажей во всей их полифоничности, то сдержанно произносят слова от автора, и в этих переходах и смене тональности раскрывается особое притяжение романа о мятущейся душе. Елена Ласкавая, режиссёр: «У меня как педагога нет сомнений, что студентам-актерам обязательно надо работать с высокой литературной классикой. Только такие тексты, как «Преступление и наказание», заставляют людей нашего времени мыслить и расти над собой».


Новый спектакль главного режиссера театра «Сфера» Александра Викторовича Коршунова по малоизвестной пьесе Виктора Розова «Затейник»

Главный режиссер театра «Сфера», народный артист России Александр Коршунов представляет новую постановку – спектакль по одноименной пьесе Виктора Розова «Затейник». Художник-постановщик спектакля - Ольга Коршунова, музыкальное оформление -Павел Герасимов.

Новая постановка Александра Коршунова выделяется глубиной раскрытия подлинного авторского слова, тонкими выверенными актёрскими работами, психологизмом, лаконичностью сценографии и музыкального оформления. «Затейник» - это история об ответственности за свою мечту, о страхе сделать выбор в жизни. Александр Коршунов о спектакле: «Я очень люблю Виктора Розова, считаю его настоящим, глубоким, крупным, выдающимся драматургом. Пьеса «Затейник» мне очень нравится, она в чем-то подзабытая. Были моменты постановок «Затейника», но не так часто. Даже в собраниях сочинений, в новых переизданиях Розова не всегда ее можно найти. Хочется пьесу возродить и вспомнить. И, конечно же, я обратился к ней, потому что в ней поднимаются очень важные для нас темы. Она очень человечная, добрая, искренняя, с замечательными актерскими ролями, с серьезным, психологическим материалом». Жанр спектакля – драма в двух действиях.


Самые резонансные студенческие спектакли на сцене «Школы современной пьесы»

«Солнечная линия» — спектакль Алины Кушим  (режиссерская и актерская мастерская Иосифа Райхельгауза, ГИТИС) по пьесе Ивана Вырыпаева. 

Пьеса Ивана Вырыпаева «Солнечная линия» — попытка разобраться в отношениях между Барбарой и Вернером, проживших в браке 7 лет и оказавшихся перед выбором: найти выход из кризиса и продолжить совместную жизнь или разбежаться. Они любят друг друга или нет? А вообще – любили когда-то или это была иллюзия? Они хотят быть вместе? Им лучше разойтись? Они вообще – слышат друг друга? Они говорят друг другу правду? Зачем она оскорбляет его? Зачем он наезжает на нее? Они хотят друг друга? Молодой режиссер Алина Кушим превратила двоих героев пьесы Вырыпаева в четыре пары, различные по уровню образования, социальному статусу.  Есть даже одна однополая пара. Нет, это вовсе не пропаганда гомосексуализма, а попытка максимально честно и подробно исследовать варианты отношений внутри семейной пары. Герои изъясняются при помощи ненормативной лексики. Так написал драматург, так сегодня нередко общаются между собой вполне нормальные люди. Мат, звучащий со сцены – конечно же, прием, который может шокировать и вызвать отторжение. Просим обратить на это внимание! Но драматург, режиссер и актеры не стремились к эпатажу. Они хотели вместе со зрителями показать, как легко можно выйти за солнечную линию и потерять то возможное блаженство, которое дает нам жизнь вдвоем. Разумеется, если эта жизнь построена на любви.

Подробнее...

Тот самый день Валерии Ланской

Премьера спектакля «Тот самый день» по пьесе известного драматурга Ярославы Пулинович. Режиссер Денис Азаров, художник Николай Симонов. Тот самый день… Это какой?

Да тот, в который гарантированно можно зачать ребенка. И если он по всем биологическим часам наступил, то уж тут время терять нельзя. Так решила для себя героиня пьесы, у которой не очень складывается личная жизнь. Ей не так уж и много лет – ну, слегка за 30. Или 35… или под 40… Короче говоря, старуха.  Вот и выходит наша героиня на поиски приключений в ночь – с благословения матери. Комедия? Безусловно. Но разве мало на свете милых, красивых, обаятельных женщин, которым надоело жить в полной свободе и независимости? И так захотелось иметь семью, что уже и не до смеха… Валерия Ланская взялась за эту роль буквально «на сопротивление». У актрисы есть муж и сын. Да и по возрасту она гораздо моложе своей героини.

Подробнее...

ДИКИЙ-ДИКИЙ ДЖО

В рамках "Золотой Маски", номинация «Эксперимент», спектакль-макабр в формате хардкора и «эсхатологического вестерна», как аттестуют его авторы, драматурги Александр Артемов (он же режиссёр) и Настасья Хрущёва. Оба создателя номинированы на главную театральную премию страны.

Действие длится всего час, ибо как выдерживают накал артисты (Плаксин, Афендулов, Сиротин, Титунин, Артемов), не представляю! Им приходится всё действие трястись и трясти кольтами с обеих рук, притоптывать, скакать на месте, изрыгать ругательства, покрываться пеной, как тот самый буффало из Гранд каньона, которого они безуспешно искали двадцать лет. «Алмазный бык» доконал весь квартет разбойников-лихих ковбоев. А последний ветер Дикого Запада всех сдул! А вы представьте - как будто 4 Трахтенберга (недаром наши гости, Театр ТРУ, из Питера). К слову, не знаю, это аббревиатура или английское TRUE? Очень правдоподобен и видеоряд и озвучка «переводчика с прищепкой на носу». 

ПАРАДНОЕ И ПЫШЕЧНАЯ

Спектакль с озвучкой прошёл в ЦИМе в рамках "Золотая Маска" Детский Weekend. «Я озвучиваю мультик!.. «Театр на Литейном», Санкт-Петербург...

Интерактив драматурга Ольги Никифоровой в постановке Александры Ловянниковой талантливо исполнили совсем молодые артисты: Сергей Якушев (мальчик Петя, названный в честь царя и композитора- на выбор), Николай Красноперов, Светлана Шаврова, Ася Ширшина, Дарина Одинцова. В активном интерактиве с юными зрителями они изобразили соло на пластиковых бутылках, шуршащих целлофановых пакетах, будильнике, дрели, сковородках, кастрюле и даже зонте. Это для маленьких. А для взрослых - на скрипке, банджо, бубне, маракасах и ксилофоне. На заднике весь час рисовался мультик во всех стадий процесса анимации в технике «перекладки» (художник - Михаил Заиканов). Обаянию спектакля способствовали и виды любимого города (имея в названии топонимику СпБ, труппа ее отыгрывает), и необязательно Невский проспект, но и нетривиальная Пышечная. Впервые узнала новое понятие - озвучивают мультфильмы ФОЛЛИ-АРТИСТЫ (по имени американского актера-первопроходца).

 

МЕНЯ НЕ ДОГОНЯТ

Прекрасный пример «новый драмы» в формате 12+ показали в рамках программы Детский Weekend Золотой Маски .

 На скейте по жизни несётся в поисках самоидентификации 14-летний герой спектакля из Великого Новгорода Игнат Волков. Его исполняют сразу три артиста, обозначая это поименованными майками, которые лихо управляются с самокатами и скейтами, - выделю травести Марину Вихрову... Он не грузит нас своими проблемами, он не пьёт-не курит-не матерится-не колется, он прекрасно образованный и воспитанный маленький мальчик, с мамой театральным художником, который любит игры в слова и буквы-пазлы и начинает писать стихи, то есть, вступает в возраст утонченного чувствования. Его единственная проблема - он привык делать всё так быстро, что все остальные «не догоняют», в самом прямом смысле... И очень тронул образ Москвы, поданный через изогнутые экраны. Возможности современного театрального языка неисчерпаемы! «Я не тормоз» - постановка Надежды Алексеевой по пьесе Нины Дашевской. Театр для детей и молодежи «Малый».

 

ПЬЕСА О КАМНЕ. Золотая маска.

Сегодня у меня получился день подросткового театра. После спектакля из Великого Новгорода «Я не тормоз» (постановка Надежды Алексеевой по пьесе Нины Дашевской, Театр для детей и молодежи «Малый», я оказалась на Александринском «Томми» - оба в рамках программы Детский Weekend Золотой Маски .

 Удивительно, что и там и там авторы - молодые литераторши. Режиссер Антон Оконешников нашел свой подход к драматургии Анастасии Букреевой, чья пьеса «Ганди молчал по субботам» идет сегодня едва ли не в десяти театрах страны. «Томми» - история о том, как подросток-колясочник меняется благодаря другу-камню, сыграна на большом экране – крупными планами – под неожиданных в этом контексте Равеля, Баха и Шопена. Если накануне на большой сцене МХТ я сидела максимально далеко, то на Малой сцене этого же театра получилось запредельно близко и экранные лица просто навесали надо мной (весь спектакль играется в видеопроекции!) Среди артистов я узнала тех, кого видела накануне в «Оптимистической трагедии», несмотря на сильный гротесковый грим: Николай Белин, Петр Чижов, Анна Соколова, Анна Покровская, Александра Никитина, Алексей Едошин, Ольга Бобкова, Ксения Разина, Дмитрий Бутеев.

«Три сестры» - МХАТ им. М. Горького возвращает великий спектакль зрителю

20.02.2020 — дата премьеры реконструкции исторической постановки знаменитых чеховских «Трех сестер» в МХАТ им. М. Горького. Это единственный в мире театр, в репертуаре которого сохранилась постановка Владимира Немировича-Данченко. Спектакль, поставленный в 1940 году, считают особой страницей в истории советского театра, а во время гастролей 1958 года в Великобритании спектакль произвел фурор.

Работа по реконструкции спектакля — это работа профессиональной команды реставраторов (исторические декорации великого художника сцены Владимира  Дмитриева удалось сохранить,  необходима работа с костюмами и реквизитом), экспертов — надо восстановить весь ход работы над постановкой, и труппы — в этом сезоне пришлось обновить состав спектакля уже в силу возраста игравших ранее актеров./  Валентин Клементьев, народный артист России и один из реконструкторов великой постановки, считает: «Это один из абсолютно приоритетов для всех, кто интересуется историей русского театра. «Три сестры» наравне там с какими-то еще выдающимися достижениями, конечно, это абсолютная такая вершина, легенда, поэтому отношение к тому спектаклю только как к легенде может быть, которую мы периодически пытались на нашей сцене, так сказать, реконструировать. Попытки имели разный успех, но отношение всегда было абсолютное как к некому ориентиру, к которому всегда пытались стремиться. И оно не меняется, это отношение у всех поколений артистов и режиссёров, которые к этому спектаклю

Подробнее...