КНС-культурные новости столицы

Спектакль Иосифа Райхельгауза по документальной повести Фаины Райхельгауз.

Иосиф Райхельгауз поставил спектакль на основе воспоминаний своей матери, посвятив его всем, чье детство и юность совпали с трагедией Великой Отечественной войны. Здесь очень много личного – боли и радости, отчаянья и надежды, растерянности и простой радости бытия.

 А еще – много любви: ребенка к матери, женщины к мужу, а главное любви к жизни, которая стала для целого поколения спасательным кругом в водовороте немыслимых с точки зрения сегодняшнего дня  событий. Спектакль будет идти в зале «Зимний сад». По замыслу режиссера героиня (роль Фаины играет заслуженная артистка РФ Елена Санаева) будет в течение всего спектакля варить настоящий борщ, которым в конце спектакля угостит зрителей, спокойно, без пафоса рассказывая зрителям эпизоды своей биографии. Эпизоды, которые заставят людей содрогнуться и заплакать, засмеяться и задуматься. Роль Мамы Фаины, погибшей во время бомбежки на глазах главной героини и навсегда оставшейся молодой в ее памяти, играет Татьяна Циренина. Для сценографа спектакля Марии Трегубовой, многократного лауреата «Золотой Маски» и других престижных премий,  участие в создании этого спектакля также окрашено личным мотивом: Фаина Иосифовна Райхельгауз –  бабушка Марии. Специальная система, расположенная под полом зрительного зала, создаст эффект движения поезда. Зрителей ожидает полная иллюзия движущегося состава – с качанием, внезапными остановками, ускорением и замедлением движения. При помощи видеопроекции стены зрительного зала превратятся в мелькающие реалистичные картины театра военных действий, которые зрители увидят как бы через окна вагона.


Марат Башаров и Елена Захарова в новом спектакле Елены Греминой

17 и 18 января 2020 года на сцене «Эрмитаж» Московского театра «Школа современной пьесы» премьера спектакля «Непьеса на двоих».

 Пьеса «Непьеса» создана двумя известными драматургами – Еленой Исаевой и Фаридом Нагимом, которые до этого никогда не писали вместе. Да и потом вряд ли станут этим заниматься. Просто однажды, разговорившись о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, драматурги – мужчина и женщина – поняли, что могут рассказать людям о том, что их больше всего волнует: почему любовь превращается в измену, а измена в любовь?  В спектакле играют Елена Захарова и Марат Башаров. Фарид Нагим: Произведение решили основывать на реальных событиях, по реальным исповедям  людей, не раз и не два переживших «облом», но не утративших надежды. Потому и «непьеса». По сути, создали новый жанр – разговоры. Елена Исаева: Увы, современный уклад таков, что, перефразируя  Окуджаву: «Две вечных подруги любовь и измена, не ходят одна без другой». Что тут посоветовать? Не изменяйте? Не предавайте? Будьте верными? Нам казалось, что,  изучив своих героев с обеих сторон, мужским и женским взглядом, мы  сможем подсказать им, изобрести противоядие от одиночества!..В театре «Школа современной пьесы» «Непьеса» была отдана в руки режиссера Александра Онищенко, художественного руководителя Одесского театра на Чайной, очень популярного, имеющего репутацию экспериментального. Александр – выпускник мастерской Иосифа Райхельгауза в ГИТИСе, куда поступил, будучи опытным, профессиональным режиссером. Александр Онищенко: Для меня было важно показать, что действие происходит в Одессе. Поэтому художник Александр Трегубов придумал большой холм – точно такой, как в Одессе.

Подробнее...

КОЛЯДА-МАРАФОН

Днём в Театральном Центре на Страстном состоялась пресс-конференция, посвящённая стартующему сегодня вечером традиционному январскому марафону спектаклей екатеринбургского "Коляда-театра". Он приезжает в Москву в таком формате 14-й год.

Будьте уверены - все самые яростные театралы в ближайшие три недели (до 2 февраля включительно) будут стремиться сюда попасть. Коляда-театр считается самым популярным частным театром России и существует все эти годы без государственной поддержки. Театр живет исключительно за счет проданных билетов и гонораров самого Коляды.  Гастроли предстоят масштабные: всего сорок четыре спектакля покажет екатеринбургский "Коляда-театр" в Москве. 32 спектакля будут сыграны на этой площадке, 9 - на малой сцене Боярских палат рядом и - впервые - три в культурном центре "Вдохновение" в Ясенево. Многие из спектаклей москвичи уже хорошо знают и любят: "Гамлет", "Вишневый сад", "Двенадцать стульев", "Оптимистическая трагедия", "Ревизор", "Старосветская любовь", "Горе от ума", "Маскарад", "Трамвай "Желание", "Слуга двух господ", "Большая советская энциклопедия"… Покажут и новейшие премьеры, включая "Калигулу" по новой пьесе Николая Коляды, "Раскольникова" по Достоевскому, "Детство" по Горькому. Даже известные пьесы, прошедшие перо НВК, преображаются до неузнаваемости, но равнодушных не оставляют! Гастроли в Москве начнутся вечером драмой "Калигула", одной из последних сенсационных премьер театра, которую, как водится, написал и поставил сам Николай Владимирович. Постановка полностью решена в яркой, как его фамилия, эстетике Коляды: лихо, шумно, в бешеном ритме.

Старший сын. Игорь Костолевский в роли Сарафанова

24 и 25 января на Основной сцене Театра Маяковского зрители увдят премьеру спектакля "Старший сын" В репертуаре Театра Маяковского пьесы Александра Вампилова - не просто редкость. За почти 100-летнюю историю этот автор появится здесь впервые.  «Старший сын» - комедия, построенная на странных стечениях обстоятельств.

Студент Бусыгин и его приятель Сильва, провожая новых подружек, опаздывают на последнюю электричку и пытаются найти ночлег под выдуманным предлогом, что один из них – внебрачный сын отца семейства и приехал его навестить. Самозванец входит в мир семьи Сарафановых и всего за пару дней между ним и домочадцами возникают такие теплые чувства, что их не может разрушить даже вскрывшийся обман. Трагичный и одновременно смешной спектакль о том, как герой, изначально искавший просто ночлег, в результате обретает настоящий дом и семью.  В природе вампиловской пьесы случай определяет начало истории, но то, чем все это кончится, зависит только от самих героев: они должны самостоятельно сделать выбор – бежать и не привязываться или рискнуть и полюбить. В кино незабываемый образ главы семьи Сарафановых создал Евгений Леонов. Сейчас на сцене Театра Маяковского одного из самых глубоких и проникновенных героев русской драматургии сыграет народный артист России Игорь Костолевский. В других ролях молодые артисты «Маяковки»: Алексей Дякин, Полина Лазарева, Владимир Гуськов, Юлия Соломатина, Станислав Кардашев (студент Мастерской Миндаугаса Карбаускиса, ГИТИС), Илья Никулин, Константин Константинов. Анатолий Шульев, режиссер: «Тема взаимоотношения между родителями и детьми очень важна для меня. Старший сын – это возможность для каждого разобраться в своих собственных отношениях с близкими, где-то посмеяться вместе, может быть простить кого-то или, наоборот, сказать всю правду. Для меня это история о выходе из кризиса, о поиске гармонии, своего места среди других, о том, как чужие становятся близкими, когда у них появляется общая память».


К 10-летию Губернаторского оркестра Московской области

Театры бывают разные: драматические, кукольные, оперные, музыкальные. Но Московский Губернский театр, пожалуй, не отнесешь ни к одной из этих категорий. Наш театр – это театр с оркестром.

С самого начала существования МГТ оркестр – неотъемлемая часть театра и участвует почти во всех его постановках. Музыканты оркестра играют в комедии «Нашла коса на камень» по произведениям А.Островского и в постановке «Свадьба Кречинского» по трилогии Сухово-Кобылина. Романтика и эксцентрика «Скамейки» Гельмана подчеркиваются живым дуэтом кларнета и гитары, сопровождающим действие. Даже если на сцене нет ни одного музыканта, будьте уверены — наш оркестр незримо присутствует в спектакле. Сказочную мелодию джунглей, где растет Маугли, исполняет именно Губернаторский оркестр. И изумительный вальс, под звуки которого Поприщин парит над Невским проспектом в «Сне разума», как и всю музыкальную партитуру этой фантасмагории и многих других спектаклей — тоже исполняет наш оркестр. И, конечно же, главную роль он играет в музыкальных постановках театра: «Маленький принц», «Высоцкий. Рождение легенды», «ФильмФильмФильм». Скажем больше – без нашего оркестра МГТ не стал бы тем, что он есть. Драма и музыка так тесно переплелись на нашей сцене, что мы уже не удивляемся, когда вдруг выясняется, что артист N освоил рояль или саксофон, артистка NN открыла в себе талант певицы, кларнетисту дали роль со словами, а дирижер в новом спектакле танцует степ. И все это вы сможете увидеть за один вечер в «Увертюре для театра с оркестром». Итак, вас ожидает фееричный музыкально-драматический пролог к новому сезону, в котором солидная роль отведена, конечно же, юбиляру – Губернаторскому оркестру Московской области. В спектакле участвуют: Губернаторский оркестр Московской области Главный дирижер – Сергей Пащенко


К 100-ЛЕТИЮ БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Пьеса «Волнение» написана и поставлена драматургом и режиссером Иваном Вырыпаевым специально для народной артистки СССР Алисы Фрейндлих в год 35-летия её службы в БДТ и 100-летия театра.

 

По задумке Вырыпаева «Волнение» — это пьеса об «Авторе». Действие происходит в Нью-Йорке, на Манхэттене, в квартире знаменитой американской писательницы польского происхождения Ульи Рихте, роль которой исполняет Алиса Фрейндлих. У нее, человека закрытого и не публичного, берет очень важное интервью польский журналист Кшиштоф Зелинский. Это третий спектакль по произведениям Ивана Вырыпаева в Большом драматическом театре: в 2015 году Андрей Могучий поставил спектакль «Пьяные» по его пьесе, а в 2017 пьесу «Летние осы кусают нас даже в ноябре» поставил Александр Баргман.

Подробнее...

Сергей Проханов разыгрывает шахматные партии

«Маки» новая постановка Сергея Проханова и театра Луны. Жанр исторической драмы представляет собой синтез различных театральных приемов.

Сергей Проханов разыгрывает шахматные партии, в которых герои то движутся в ритме обжигающей сальсы и искрящегося, словно шампанское французского шансона, то бьются о «голые скалы» музыки Шуберта и погружаются в мистические музыкальные миры Бориса Гребенщикова и Сергея Курёхина. В оригинальной и по-своему уникальной театральной истории этапы знаменитой «дуэли» филигранно переплетаются с биографическими фактами и любовной лирикой. Элегантный и обаятельный жизнелюб Капабланка шел по жизни легко и светло, словно танцуя. Русскому дворянину Александру Алехину пришлось пройти через многие испытания, но он всегда верил в победу. Они были противоположностями — как Моцарт и Сальери. Но одно объединяло их. Век этих двух великих шахматистов оказался ярким, но быстротечным, подобно жизни нежных алых цветков мака.

Премьера в театре Сац

В Музыкальном театре имени Натальи Сац на днях состоялась премьера детской оперы «Волшебная лампа Аладдина» на музыку композитора Совета Вареласа. Приверженец отечественной классической школы, он прожил основную часть жизни в Ташкенте и сумел объединить в своём творчестве самые светлые и колоритные особенности академической музыки советской эпохи и национальной культуры Узбекистана. 

Постановка детской оперы «Волшебная лампа Алладина» создана в преддверии Нового года 2019-2020 главным дирижером Театра Сац Алевтиной Иоффе, художественным руководителем театра, режиссером Георгием Исаакяном и главным художником театра Станиславом Фесько.  Это масштабный, эффектный спектакль большой формы, в котором на сцене царят сказочные декорации, похожие на иллюстрации из любимой книжки, а опера соединяется с балетом, чтобы поразить воображение публики.  На сцене огромная прекрасной выучки труппа, а главные роли исполняют сплошь лауреаты! В красочной постановке, помимо влюблённой парочки Алладина и царевны Будур, вас ожидает Джинн на полсцены, верблюды и много восточного колорита. И это прекрасная возможность оказаться в любимых россиянами арабских странах, покупая не дорогостоящий авиабилет, а театральный... Фотография Елены Лапиной 

корр. Елена Посувалюк

Что растопит в сердце лед?

21 декабря в 12:00 на Большой сцене МХАТ им. М. Горького состоится премьера спектакля «Снежная королева» по сказке Г. Х. Андерсена. Ставшая классикой, история о Снежной королеве сохраняет свое сказочное очарование и говорит об истинной вере, раскрывает первоначальные замыслы автора, остававшиеся под цензурой с советских времен до нашего времени.

Время открытий: «ламповые» эмоции и «цифра» Волшебные дни ожидания Нового года и его празднования станут временем новых открытий для зрителей премьеры МХАТ — даже в знакомой всем сказке обновленная команда театра смогла найти новые смыслы, открыть потаенное и суметь войти в искренний диалог с «поколением гаджетов».  Спектакль на удивление сочетает в себе как возвращение к первоисточникам — в тексте сказочника Андерсена много христианского, Герде помогают прийти к Каю вера и ангелы, так и современные технологии — спектакль мультимедийный, и даже сама Снежная королева предстает в цифровом образе. 

Подробнее...