КНС-культурные новости столицы

Об этом не принято говорить, но и молчать нельзя!

Новейшая история современного Казахстана, отраженная в личной драме. Ұят. Стыд. То, о чем не принято говорить, но уже нельзя молчать. Украинский драматург Наталья Ворожбит и казахстанский политолог Досым Сатпаев совместно с творческой командой театра ARTиШОК создали честный спектакль о нашей реальности, о самоидентификации в современном обществе, о попытке найти ответ на вопрос – что дальше?

Идеей для спектакля «Ұят» стала книга группы казахстанских политологов под руководством Досыма Сатпаева «Коктейль Молотова: Анатомия казахстанской молодежи», а также исследование Фонда Фридриха Эберта «Молодежь Центральной Азии. Казахстан». Несмотря на то, что пьеса Натальи Ворожбит и ее трактовка режиссером Галиной Пьяновой (обладатель премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент») получились остросоциальными, и затрагивают темы, которые вызвали в обществе мощную реакцию, спектакль обещает стать, в первую очередь, художественной историей. Ближайший спектакль можно увидеть в Циме 6 июня


Олимпия Мухиной

13 июня на сцене ЦИМА Июльансамбль покажет свой новый спектакль "Олимпия". Для первой работы с современной российской драматургией «рыжаковцы» выбрали «новую классику» – пьесу Ольги Мухиной «Олимпия». Действие начинается в дни Олимпиады-80 и заканчивается в год сочинской Олимпиады.

Постсоветское поколение актеров погружается в эпоху,  которая уже обросла штампами, и открывают для себя «человеческое» лицо того времени. Елена КОВАЛЬСКАЯ, арт-директор ЦИМа: «Мне нравится эта работа попыткой обобщения. это попытка рассказать про 90-е через себя и, может, на дистанции, которой страшно не хватает людям из 90-х, мы сможем увидеть большие глобальные явления. Например, это пьеса про то, откуда наш консервативный поворот! В каком-то смыcле она должна нас с ним примирить. про злоключения человека 90-х, который приходит к Богу. Это то, что произошло людьми, которых мы из Москвы не очень видим и не хотим видеть. Консервативный поворот очень сильное явление, а не выходка новой власти. Некая объективная реальность, которая динамическим образом развивалась и пришла к этому логически, а не от насилия власти. Мухина, москвичка, человек из мира театра, из верхушки пирамиды Маслоу, рассказывает про некий тектонический сдвиг. Он произошел, а мы отказываемся принимать, что это не политика, а правда. Если читать пьесу – это поэзия-поэзия. ребята этого не слышат. Они актуализируют пьесу. Здорово, что они делают это так!»


Баал Брехта

Пьеса «Баал» написана в 1918 году девятнадцатилетним Брехтом-санитаром на фронте. В это же время Брехт-поэт любил читать в кабаках антиобщественные стихотворения и протестовал против фальшивого и устаревшего. Главный герой пьесы тоже поэт.

Для Брехта важна исключительность Баала. (Баал – один из первых богов, бог солнечного света, сотворитель мира и др.) Он талантлив и аморален: алкоголик, бабник, убийца. Он пренебрегает социальными законами, его цель – независимость. Баал – поэт, подражающий Артюру Рембо, прожигатель жизни, опускающийся на самое ее дно. Позже Брехт скажет, что это асоциальный человек в асоциальном обществе. «Я хотел показать, как великий потоп заполняет буржуазный мир». Постановочной команде хотелось бы сделать трагифарс и исследовать время, когда написана пьеса «Баал», ранние стихотворения и проза Брехта. Закончилась Первая Мировая Война. Зародились авангардные течения XX века. Дадаисты последовательно разрушали любую эстетику. Футуристы пропагандировали пафос разрушения. Экспрессионисты вдохновлялись трагическим мироощущением. Это попытка понять, кто для нашего времени герой, подобный Баалу, может ли возникнуть и нужен ли в 2018 году такой герой, стоит ли свобода той цены, которую платят за нее вольнолюбивые люди. Специально для «Июльансамбля» новый перевод пьесы сделал Александр Филиппов-Чехов (при поддержке Гёте-Института в Москве): «Брехт оставил четыре версии «Баала». Свою первую пьесу он переписывал всю жизнь! Существующий русский перевод не отражает раннюю поэтику Брехта и не соответствует ни одной из этих версий. Были и сокращения (вероятно, цензурные) явно религиозных моментов. Сценическая судьба Баала в России сцене незавидна. Пьесу не ставили русские режиссеры, потому и серьезной работы с текстом не было. Баал Брехта не только поэт-экспрессионист (декламирующий чужие стихи), пьяница, толстяк и развратник, он также и воплощение древнего семитского бога, превращенного христианами в злого духа и приспешника сатаны».                       В Циме "Баал" можно увидеть 24 мая, 19 и 29 июня


Театр «18+» в рамках фестиваля «Новая драма»

7 июня на сцене Цима состоится премьера спектакля Юрия Муравицкого по пьесе Германа Грекова "Ханана". Герои пьесы — немолодая женщина Наташа по прозвищу «Ханана», ее младший сын Саша – психопат, деревенский дурачок, и забитый, запуганный сыном муж Наташи Борис. Привычный жизненный уклад этой семейки нарушает появление неожиданного для всех, кроме самой Наташи, гостя…

Спектакль по пьесе Германа Грекова — драматурга, сценариста, актера и главного режиссера ростовского Театра «18+» — поставил художественный руководитель театра Юрий Муравицкий. Оформила спектакль художник Екатерина Щеглова. Жанр нового спектакля авторы определяют как «русский гиньоль», то есть театральное представление, в котором жестокость и ужас повседневности сконцентрированы до такой степени, что зрителю становится не только страшно, но и смешно. Юрий Муравицкий: «В самом начале кому-то может показаться, что все это такая трэшевая театральная буффонада, не имеющая к реальности никакого отношения, что это не про нас, а про каких-то странных, смешных «недолюдей». Но, к концу этой истории, у нас, возможно, появится шанс обнаружить в этих «полуживотных», в этих фриках, живых людей, с настоящей человеческой трагедией.

Подробнее...

Подведены итоги XIV Московского международного театрального фестиваля «Твой шанс»

Гран-при получила дипломная работа мастерской Сергея Голомазова «Мещане. Попытка прочтения», которая будет идти на сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном» весь следующий сезон.
 
Лучшим художником по итогам выставки молодых сценографов имени Олега Шейнциса, проходившей в рамках фестиваля «Твой шанс» в «Боярских палатах  СТД», признана студентка ГИТИСа Юлиана Лайкова за макет к спектаклю «Хрустальный мир».В разное время победителя выставки определяли такие выдающиеся театральные деятели, как Валерий Фокин, Марк Захаров, Александр Калягин, Роберт Стуруа, итальянский продюсер Пьетро Валенти, греческий режиссер Теодорос Терзопулос. На этот раз лучший макет из 54 работ, представленных на выставке, выбрал латвийский и российский режиссер, театральный педагог и драматург Адольф Шапиро. На самой короткой театральной церемонии студентка получила звание лучшей молодой художницы, именной диплом и денежное вознаграждение для создания нового макета. Кроме того, в рамках фестиваля прошли традиционные для Театрального центра СТД РФ «На Страстном» обсуждения спектаклей со зрителями. Свой шанс на их проведение получили студенты театроведческого факультета ГИТИСа. XIV Московский международный фестиваль «Твой шанс» проходил при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры города Москвы.

Диалог между Востоком и Западом на концерты цикла "Портреты композиторов" в Театре Сац

10 мая на Малой сцене Театра имени Наталии Сац состоится очередной концерт абонемента симфонического оркестра театра "Портреты композиторов".

Юные меломаны станут свидетелями увлекательного диалога между музыкальными традициями Востока и Запада.Майский концерт авторского абонемента главного дирижера театра Алевтины Иоффе посвящен музыкальному диалогу между Востоком и Западом. «Вы услышите, какое влияние музыка Западной Европы оказала на становление и развитие музыки Восточной Европы и Америки, какое взаимное влияние композиторы разных стран и традиций оказывали друг на друга и каким образом культуры разных континентов вдохновляли гениев на создание музыкальных шедевров!», - говорит Алевтина Иоффе. На концерте 10 мая прозвучат сочинения Эмиля Дельтура, Людвига ван Бетховена, Мориса Равеля, Франсуа Борна и Руперто Чапи, в которых сольные партии исполнят артистка оперной труппы Театра Сац Мария Чудовская (меццо-сопрано) и артисты оркестра театра Сергей Сучков (флейта), Дарья Суворова (скрипка) и Анна Антонова (арфа). А первый фортепианный концерт Бетховена с оркестром театра исполнит ученица Центральной музыкальной школы София Душина. Декорациями концерта станут видео-инсталляции художника Марии Степановой. За дирижёрским пультом оркестра Театра Сац – главный дирижёр театра Алевтина Иоффе.  Абонемент «Портреты композиторов» проводится в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац уже пятый сезон — и пятый год на камерных концертах музыканты и артисты театра под руководством автора и вдохновителя абонемента Алевтины Иоффе знакомят юных слушателей и меломанов с шедеврами инструментальной и вокальной музыки, продолжая традиции, заложенные основателем театра Наталией Сац, которая не только с помощью спектаклей, но и на тематических просветительских концертах и лекциях знакомила зрителей с великим наследием музыкальной культуры.  Подробную программу концерта смотрите на сайте театра http://teatr-sats.ru/abonement2013-2014

 

Слава Гусевым!!

На новой сцене МХТ им. Чехова поставили пьесу отца легендарного спортивного комментатора Виктора Гусева. Кстати в одной из ролей зрители увидели и актрису Нину Гусеву.

В режиссерской лаборатории "После революции" мне довелось посмотреть Платонова и Аверченко. А вот сегодня - не известного мне Виктора Гусева, поэта, переводчика, драматурга, сценариста, лауреата двух Сталинских премий. Несмотря на регалии, его пьеса "Слава" совсем забыта и "ушла из культурного оборота", как предварил показ спектакля помощник художественного руководителя по спец.проектам, завлит МХТ им.Чехова Павел Руднев. По удивительному совпадению, сегодня в зале присутствовали родственники автора по обе стороны рампы. Один из них, знакомый всей стране, особенно по голосу, сидел прямо за мной. А правнучка Виктора Гусева Нина исполняла главную женскую роль... Кто не любит ходить в кунсткамеры, паноптикумы, исторические музеи с результатами раскопок, планетарии?.. Вот такие смешанные чувства испытали зрители сегодняшнего удивительного показа. Под яркой надписью "Светлое будущее" именно так, с массой огоньков, световых акцентов и красных гвоздик, воспроизводится наше тусклое прошлое той поры - пьеса написана в 1935 (и об этом напоминает сценография). Конфликт произведения сводится к борьбе хорошего с лучшим, а герои показаны "просто прекрасные" и "прекрасные во всех отношениях" (по незабываемому нашему классику). Я улыбаюсь, но пишу без иронии - иначе как воспринимать лобовые лозунги, еще и поданные в стихотворной форме?! Надо было тогда жить по законам жизни, ею самой заданным, иначе никак...  Как лейтмотив фраза героини Леночки-летчицы "Вся в напряжении и вся в борьбе" (хрупкая девушка, как раз та самая Нина Гусева, изъясняется рублеными фразами из фильмов будто устами Ладыниной и Орловой).

Подробнее...

Десятый юбилейный Международный музыкальный фестиваль в Ярославле

Юбилейный Десятый Международный музыкальный фестиваль под артистическим руководством выдающегося музыканта Юрия Башмета пройдет с 1 по 9 мая 2018 в Ярославле.

За десять лет своего существования Фестиваль стал одним из крупнейших международных музыкальных  форумов в России и получил статус одного из самых любимых публикой ежегодных творческих проектов в стране. Центральная тема фестиваля в этом году - музыкальное путешествие по странам Европы. В рамках форума в Россию приедут знаменитые коллективы и музыканты, завоевавшие мировую известность: барочный ансамбль SoqquadroItaliano (Италия), Камерный оркестр Антонина Дворжака (Прага, Чехия), QuintessenzaBrass (Италия), Жан-Люк Фафшан (фортепиано, Бельгия), Массимо Мерчелли (флейта, Италия), Харри Маки (кларнет, Финляндия), Карло Коломбо (фагот, Италия-Швейцария), Нино Катамдзе и группа Insight (Грузия) и многие другие.

Подробнее...

Евгений Гришковец. Предисловие к роману

11, 12 мая и 15, 16 и 17 июня. Премьера спектакля "Предисловие к роману" Евгения Гришковца в Театральном центре СТД РФ "На Страстном"

"Последние десять лет, начиная с 2008 года, я делаю и выпускаю один моноспектакль в три года. Это всегда очень особенная длительная и кропотливая работа. Но в наступившем году я наконец-то подошёл к завершению написания романа «Театр отчаяния или отчаянный театр». Над этой книгой я работаю уже третий год, и она вытеснила все другие замыслы и идеи. Я даже подумывал над тем, чтобы не делать и не выпускать в наступившем году новый спектакль. Но как это обычно бывает… вдруг пришло странное и неожиданное решение… Родился сценический образ предисловия к тому роману, который я сейчас пишу. Я понял, что хочу и обязательно сделаю сценическое предисловие к книге. Предисловие — в смысле предваряющее слово. И слово не написанное, а произнесённое. Роман называется «Театр отчаяния или отчаянный театр». Эта объёмная книга написана, как биографическая история, но главным героем романа является не человек или не столько человек, как призвание, движущее и ведущее человека к непонятой человеку цели. То, что я задумал на сцене, будет не творческим вечером. Не рассказом о том, как то весело, то сложно был написан роман…Это будет спектакль под названием «Предисловие к роману». 

Подробнее...