КНС-культурные новости столицы

Режиссер Микита Ильинчик выпускает спектакль «Вишневый сад»

4 и 5 февраля в Театре на Бронной пройдут предпремьерные показы нового спектакля Микиты Ильинчика «Вишневый сад».

Микита Ильинчик, окончивший ГИТИС в 2020 году, дебютировал на сцене Театра на Бронной год назад со спектаклем «Благоволительницы» по одноименному роману Джонатана Литтелла. «Вишневый сад» — его новая режиссерская работа по произведению Чехова и первый спектакль большой формы. Микита Ильинчик, режиссер: «Когда работаешь над Чеховым, особенно над таким знаковым произведением, как «Вишневый сад», неизбежно вступаешь в диалог с режиссерскими работами, связанными с пьесой, будь это Стрелер или Эфрос. С одной стороны, это дает возможность концептуального решения — «опрокинуть» все, что было до нас, сделать что-то свое. Но нам с художницей Машей Плавинской хотелось, наоборот, продолжить историю этих постановок. А еще мы надеялись продлить диалог с Чеховым, нам было важно поместить и себя в это время, важен разговор этого текста со временем».

Подробнее...

Инна Чурикова, Денис Мацуев и Елизавета Боярская открывают 2 сезон «Живых меморий»

В Москве стартует 2 сезон «Живых меморий», просветительского киноальманаха, основанного на мемуарах о стране.

О чем проект «Живые мемории» – большой медиапроект и одновременно фильм-путешествие, погружающий зрителя в прошлое России XIX-XX вв. Оно оживает в личных, порой интимных воспоминаниях ее выдающихся деятелей. В основе каждой из 10 серий, которая длится 7-11 минут, – личное свидетельство писателей, композиторов, художников, членов царской семьи, общественных деятелей того времени. Их подлинные и волнующие рассказы - идеальная возможность увидеть наше общее прошлое глазами очевидцев. Среди героев первого сезона «Живых меморий» были Иван Бунин, Михаил Нестеров, Великая княгиня Ольга Романова. Голосами их воспоминаний стали Алексей Гуськов, Евгений Князев, Галина Тюнина, Анатолий Белый, Кирилл Пирогов и др. Лицами и голосами 2 сезона стали Инна Чурикова, Елизавета Боярская, Полина Агуреева, Виктория Исакова, Игорь Петренко, Антон Шагин, Владислав Ветров, Александр Клюквин, Александр Коршунов. Они оживили воспоминания жены Фёдора Достоевского, дочери Льва Толстого, инженера и мецената Петра Перцова, крестьянина Павла Зайцева. Пианист Денис Мацуев озвучил отрывок из мемуаров Сергея Рахманинова. А музыкальным сопровождением серии стала ранняя Сюита d-moll (1891) Рахманинова в исполнении самого Мацуева.

Подробнее...

Название первой премьеры 2022 года в Театре на Таганке уже таит в себе интригу – «Женитьба. Трагедия».

Николай Васильевич Гоголь называл свою «Женитьбу» «вздорной комедией», но… возвращался к работе над ней несколько лет, дописав уже «Ревизора» и «Мертвых душ». Возвращаются к ней и театры – кто в гротеске, кто в социальной сатире, кто в театре абсурда, кто в «ошинеленной» драме одиночества, как Анатолий Эфрос, кто с оперой, как Мусоргский, кто с экранизацией, как Эраст Гарин или Виталий Мельников. Но, пожалуй, никто еще не называл «Женитьбу» трагедией, как режиссер Андрей Гончаров. «Женитьба. Трагедия» станет первой премьерой 2022 года (21 и 22 января).

 «До начала репетиций я всегда воспринимала «Женитьбу» только как комедию, но в процессе работы с режиссером пришло понимание, что этот материал может быть весьма трагичным, - говорит Надежда Флёрова (Агафья Тихоновна). - Обычно я стараюсь изучить все знаковые постановки пьесы, над которой начинаю работать, но именно в связи с «Женитьбой» не стала этого делать - захотелось перезагрузить само понятие, посмотреть на этот процесс свежим взглядом. И у меня возникло еще больше вопросов по поводу того, что такое брак, женитьба. Мне показалось интересным, что в наше время появилось столько удобных правил, которые позволяют людям не связывать себя узами брака, но большинство по-прежнему хотят вступить на территорию «союза двух сердец». При этом подходы у всех разные, кто-то относиться к этому процессу легкомысленно, кто-то осознанно. В нашем спектакле мы поговорим и о тех, и о других. Гоголь на многие вещи смотрел парадоксально. Он порой как будто противоречив, но… даже в этих противоречиях есть подсказка».

Подробнее...

В Театре Наций появится спектакль по сценарию Геннадия Шпаликова

17, 30 и 31 января 2022 года на малой сцене Театра Наций состоятся премьерные показы спектакля Марины Брусникиной «Прыг-скок, обвалился потолок». В основе постановки — сценарий советского кинодраматурга Геннадия Шпаликова, написанный им в 1974 году, но до сих пор не экранизированный. Как и во многих произведениях Шпаликова, в этом сценарии поднимается тема хороших, но невыносимых друг для друга людей.

В спектакле три главных героя: муж, жена и их 11-летняя дочь. Однажды муж устроил дома кутёж, жена вызвала милицию, в потасовке муж ударил милиционера, угодил в тюрьму и у простой советской семьи началась совсем непростая жизнь. Но, как писал сам Шпаликов, «всё дело не в Советском Союзе, а в собственном несовершенстве». «Я специально выбирала материал на Сашу Урсуляк и Дашу Калмыкову. Это две подруги, мои бывшие студентки, – говорит режиссёр Марина Брусникина. – Мы попытались адаптировать кинематографический сценарий под театр и попасть в удивительную атмосферу автора, ведь Шпаликов — уникальный драматург: тонкий, живой, глубокий, эмоциональный и открытый, редкий, настоящий. «Прыг-скок, обвалился потолок» — это цепь жизненных наблюдений о любви, нелепости, об ошибках, которые совершаем, и всё равно о любви к людям».

Подробнее...

Оля+Сережа

В Театре на Малой Бронной, который временно расположен во Дворце на Яузе, состоялся предпоказ спектакля «Оля+Сережа». Это дуэт прекрасных артистов Ольги Лапшиной и Ивана Шабалтаса. 

 

Это история о взаимоотношениях внутри семейной пары со стажем, но рассказанная как воспоминание: жена переживает в памяти все этапы зарождения  и развития любви, после того, как ее любимый муж умирает от неизлечимой болезни. Ольга продолжает разговор с ним, умершим. В отсутствии его, пусть неверного, пусть непредсказуемого со взбрыками, жизнь потеряла смысл. Спектакль поделён на несколько глав: Сны. Начало. Новая жизнь. Последняя. Эпилог. Среди житейских перипетий и узнаваемого быта цепляет их игра, которой они верны всю жизнь: умение читать слова задом наперёд. В этом «дикословии», как называет его жена, слова ДЯЛГЗВ и ЛЕФТРОП, «взгляд» и «портфель», выведенное на холодильнике вместе с формулой «Оля+Серёжа». Молодой режиссер Евгения Громова (она окончила режиссерский факультет ГИТИС в 2013 году (мастерская С. Женовача) и была актрисой театра СТИ) написала свою версию инсценировки повести знаменитого советского прозаика Юрия Трифонова «Другая жизнь». Писатель - мастер городской прозы, писал о судьбе интеллигенции в советское время (герои спектакля искусствовед, чью диссертацию не утверждает совет, и юрисконсульт), и вот теперь удостоился чести предстать на большой сцене прославленного театра (так как зрители сидят тут же, предположим, что предназначено оно для камерных пространств).

Подробнее...

В Театре Наций отпраздновали премьеру спектакля «Мастер и Маргарита» и 55-летие Евгения Миронова

В Театре Наций состоялась премьера спектакля «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова в постановке знаменитого канадского режиссера Робера Лепажа. В главных ролях — Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Виктор Вержбицкий, Андрей Смоляков и Дмитрий Сердюк.

Это вторая работа Лепажа в Театре Наций. Его «Гамлет|Коллаж», в котором Евгений Миронов исполнил все роли шекспировской трагедии, был выпущен в 2013 году. Спустя два года Робер Лепаж принял предложение художественного руководителя Театра Наций поставить спектакль по культовому роману Булгакова и придумал ход, при котором драматический театр соединяется с технологиями иллюзионных представлений. В завершении премьерного блока состоялся праздничный вечер, посвященный 55-летию Евгения Миронова. Его открыли Владимир Спиваков и камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Также в этот вечер выступили джазовая певица Anna Kova, аккордеонист Петр Дранга и певец Jony, один из любимых поп-исполнителей Миронова. Ведущим вечера стал Андрей Фомин.

Подробнее...

Стеклянный зверинец

19 декабря "Твой шанс" и шепкинское училище представят на суд зрителей спектакль «Стеклянный зверинец» Это пьеса воспоминание, где главный герой Том стоит перед непростым выбором: уйти из дома на встречу своим мечтам, бросив при этом мать и сестру, или же остаться, как велит его долг.

Эта автобиографичная пьеса. Образ главной героини Лоры отнюдь не является вымыслом. Её прототип – единственная женщина, которую любил и которую предал Уильямс, его сестра Роза. Ее трагическая история и легла в основу этого произведения. Герои пьесы живут в своих иллюзиях, в своих мечтах. Они подобно маленьким  стеклянным фигуркам готовы разбиться вдребезги от малейшего прикосновения к реальности, от которой и пытаются убежать в свой привычный для них мир. Но удастся ли им это? Используя такие выразительные средства как музыка, пластика, проекция студенты ВТУ имени М.С. Щепкина погружают нас в атмосферу хрупкости, тонкости, пронзительности, душевной глубины и красоты произведения Т. Уильямса. «Для меня дом — это не место, не здание. Мой дом строится в отношениях между двумя людьми, чтобы каждый из них мог найти приют, покой… чтоб у души был свой угол»

Добрый человек

18 декабря на сцене "Центра на Страстном", в рамках проекта "Твой шанс" выпускники щепкинского театрального училища представят спектакль "Добрый человек из Сезуана". Это пьеса-притча о мире, в котором правит несправедливость. Перед нами стоит выбор: оставить всё, как есть, надеясь на помощь со стороны или самостоятельно изменить ход событий.

«Боги» справедливо наградили Шен Де за её доброту и она решила, что сможет сделать для людей ещё больше. Когда же добрые дела стали приносить разорение и люди стали бесцеремонно пользоваться её добротой, ей пришлось переодеться в мужскую одежду и представиться двоюродным братом, господином Шой Да, который в отличие от Шен Де умеет отказывать людям. Справится ли Шен Де с ответственностью, которую наложили на неё боги, сможет ли выжить в этом несправедливом мире и остаться доброй? При помощи зонгов, обращённых к зрителю, ярких образов и музыки спектакль погружает в атмосферу добра и зла, задаёт зрителю напрямую извечные вопросы «Как быть добрым, когда всё так дорого», каким должен быть конец всего? Что на самом деле от нас зависит и можем ли мы изменить мир к лучшему? Бертольт Брехт говорит, что «Плохой конец заранее отброшен. Он должен, должен, должен быть хорошим!». Но будет ли он таковым зависит не от одной только Шен Де, но и от того, что мы, все вместе, будем предпринимать — сможем ли для доброго найти к хорошему, хорошие пути.

 

Премьера мюзикла «Онегин» Алексея Франдетти в Театре на Таганке

С 16 по 19 декабря на сцене объединенного Театра на Таганке пройдут премьерные показы мюзикла «Онегин» Алексея Франдетти — трехкратного лауреата премии «Золотая Маска» и виртуоза этого жанра.

 Уникальность долгожданной премьеры сложно преувеличить — авторы канадского мюзикла «Onegin» Амиель Гладстоун и Веда Хилле, никогда не бывавшие в России, перевели и адаптировали роман Пушкина в 2016 году, представив миру новое прочтение русской классики. Спустя 5 лет «Онегин» переводится обратно на русский язык и возвращается на историческую родину.      На этом историчность мюзикла заканчивается. В спектакле не будет пыльного пафоса, рассуждений о благородстве, чести и гордыне. Создатели мюзикла избавились от нафталинности и музейной скуки, перенеся нарратив романа в современные реалии. Режиссер Алексей Франдетти обращает внимание на саму историю создания романа, проводя параллель между публикациями отдельных глав «Онегина» с тем, как мы сегодня ждем новых серий любимого сериала. «Для нас «Онегин» — далекая канонизированная история, а два столетия назад люди также ждали выхода новой главы романа, это становилось событием, которое долго обсуждали в светском обществе. Пушкин «держал» читателя в напряжении, добавляя в роман приемы и эротического триллера в сцене Татьяны с медведем, и блокбастера — когда во время дуэли останавливается время, и целая строфа отводится под рассказ, как насыпается порох в пистолет, как щелкает затвор… Это очень кинематографичный прием», — рассказывает режиссер. 

Подробнее...