КНС-культурные новости столицы

«Седьмой подвиг Геракла» по пьесе Михаила Рощина

"Мастерская Петра Фоменко" представляет новую премьеру Евгения Каменьковича «Седьмой подвиг Геракла». Это  пьеса практически без сценической истории. Написанная в 1963 году, она сразу же попала в разряд запрещённых, ходила в списках.

 Её мечтал поставить Борис Львов-Анохин в театре Станиславского и Олег Ефремов в «Современнике». Но впервые пьесу поставил Михаил Ефремов в «Современнике-2» лишь в 1988 году. Тема тотальной лжи и нежелания обывателей эту ложь замечать; как и тема героя, борющегося за правду – делают пьесу, написанную в романтические 60-е по-прежнему актуальной. Великая древнегреческая история о подвигах Геракла предстанет на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» в свежей и яркой интерпретации. Рощин заложил солидную комедийную основу, а Каменькович довел ее до совершенства. Этот культурный симбиоз приятно и без скрипа работает в современных реалиях: понятная история и герои, схватка между духовной чистотой и природными инстинктами - все это вырисовывается не в драматическом полотне, а в комедийном начале. Оттого и вся постановка благоухает свежими эмоциями и разит актуалом.


90 лет Театру Армии

6 февраля 2020 года Театру Российской Армии исполняется 90 лет. К празднованию юбилея в Театре подошли основательно – в этот день впервые свои двери откроет музей Театра Армии, экспозицию которого готовили почти два года.

Музей – это всегда привлечение к тайне: сокровищам знаний, истории, творчества, человеческой гениальности, драматургии. Мир театрального искусства – это уникальный мир, созданный людьми. Все, что было создано в Театре Армии почти за век, вместил в себя музейный зал — пьесы, драматургию, актерское мастерство, свет, звук, сценографию, бутафорию, реквизит — все, что было сделано талантливыми людьми, причастными к этому театру/ К работе над подготовкой музейной экспозиции был привлечен Леонтий Озерников, художник, член Гильдии союза художников, специалист, участвовавший в крупнейших музейных проектах, таких как Пушкинский музей, музей Гоголя, Исторический музей и многих других. «В этом небольшом музейном зале мы сохранили идею звезды – формы здания Театра Армии и символа Армии. В самом центре музея трюмо гримерки — идея преображения человека в героя. Любой актер гримируется, чтобы сыграть победителя или побежденного, подлеца или героя, влюбленного или ненавидящего.

Подробнее...

Главный хит театральной Москвы 2020 года

Безусловно- это “Ревизор” в Театре Табакова. Многие театралы, помнят первую постановку этой пьесы Николая Васильевича Гоголя, режиссера Сергея Газарова в прославленном коллективе, почти 30 лет назад. И вот новая, а для кого то и возобновленная версия, где почти все мужчины премьеры театра задействованы, во главе с суперзвездой Владимиром Машковым. Все как тогда, впрочем, другое время, другие люди, но мечты и надежды не изменились,  в общем то  как и 200 лет назад во времена автора пьесы.  Главный герой юная "звезда" театра Владислав Миллер, один из самых молодых актеров, в роли Хлестакова.

Сергей Газаров, выпускник первого выпуска Олега Павловича Табакова, ГИТИС 1980 год. Ему удалось создать светлый и чуткий, немного наивный и провинциальный мир, где посередине стоит роскошных особняк Городничего, как некий символ роскошный жизни.  Отличная физическая подготовка главного героя Влада Миллера очень кстати, он как юная лань скачет по перилам усадьбы, как по лестнице жизни, и куда она его приведет не ясно, то ли вверх, то ли еще чуть чуть и он сорвется в пропасть!

Подробнее...

ДАВНЕНЬКО НЕ БРАЛ Я В РУКИ ШАХМАТ

Ноябрьская большая премьера Театра Луны с красивым названием «МАКИ». Историю о лучших шахматистах ХХ века - Капабланке, Ласкере и Алёхине сочинил и поставил сам художественный руководитель Сергей Проханов.

Сверить «аутентичность» всех придумок и историй (действующими лицами оказываются и автор телебашни Шухов, и видный чекист Крыленко, и кубинская балерина Кончита Веласкес и всякие разные другие), начавшихся ровно столетие назад (легендарный матч 1920 года), не представляется возможным; тем более, всё это оказывается в конце концов съемочной площадкой фильма, где не довелось сняться ни Ди Каприо, ни Клуни. Сегодня на сцене играл первый состав - Елена Кондулайнен (Грейс, тоже гроссмейстер, с которой Алехин познакомился на блиц-турнире в Токио), Олег Марусев (Эммануил Ласкер), Александр Песков (Алехин), Михаил Полосухин (Автор и другие роли), Максим Щеголев (Капабланка)...Невозможно объяснить сегодняшнему зрителю, что значил Театр Луны в 1993-1997 годы! «Византия», «Ночь нежна», «Путешествие дилетантов» - в те времена это были одни из самых популярных спектаклей и попасть в зальчик на Трехпрудном (ныне помещение «Практики») было почти невозможно! Анатолий Ромашин, Ирина Метлицкая, Дмитрий Певцов, Сергей Виноградов, Андрей Соколов, Чулпан Хаматова, Анна Терехова, Александр Резалин, Евгений Стычкин, Елена Захарова - любимцы театральной Москвы тех лет.

Подробнее...

УБИТЬ ЛАНЦЕЛОТА

На Малой сцене МХАТа имени Горького - премьера. Спектакль «История рыцаря» написал и поставил Антон Непомнящий. Чем ему не угодил шедевр Евгения Шварца «Дракон»? Театр подаёт его как «переосмысление»...

Из всей многонаселённой пьесы Шварца и обаятельнейших персонажей осталось всего четыре, которые вместились в полтора часа действия (это несомненный плюс). Играют два премьера этого места - Народный артист России Михаил Кабанов и Заслуженный артист Александр Самойлов.  Если вы любите их творчество или знакомы лично, можно сходить. Всем остальным категорически НЕ рекомендую! В придачу к мэтрам на сцене сегодня были Эльвира Цымбал (Эльза) и Семён Шевелин (Рыцарь). В программке сказано «Можно просто насладиться каждым словом блистательного текста». Именно на это я и настраивалась, услышав про «власть как большую ответственность» и про «нужность оппозиции». Но не верьте написанному! Нелепое осовременивание текста - про оборонку, социалочку, ВПК, как и полнейшая отсебятина, убили гениальный текст сразу и даже выхолостили всегдашнюю актуальность. При этом больше всех досталось профильному Министерству - в каждом втором предложении! («Против Министерства культуры не попрешь! Министерство культуры - на века! Их номер - три шестёрки...» и пр.).

Подробнее...

ЛЮДИ В МАСКАХ

Спектакль «САД» из Петрозаводска (Театр кукол Карелии) и режиссёр Александр Янушкевич препарировали не только Чехова, но и внешний вид артистов. А артисты сыграли прекрасно! 

Особенно Фирс, двумя ногами и костылями в могиле, судя по землистому цвету его лица, сорри, маски (совсем молодой, как оказалось на поклонах, Леонид Прокофьев), и Раневская со внешностью и интонациями Татьяны Васильевой (заслуженная артистка России Любовь Бирюкова). Гротеск, поданный с лихвой, с перегибами и пережимами, в номинации «Куклы» более чем уместен. Некоторые смыслы в одной из самых часто появляющихся на подмостках пьес Чехова, его последней, вскрылись буквально, например, «рвать на себе волосы» и даже лицо и «срывать маски» (особенно этот фокус, в дополнение к предусмотренным автором, удавался Шарлотте (Татьяна Мацкевич носила их по три слой за слоем). И всё же я не стала бы писать отдельный пост, если бы не подошла поприветствовать своего друга, Народного артиста и члена жюри нынешней Золотой Маски, и не поинтересовалась форматом данного театра. Почему-то его коллеги-дамы меня недопоняли, - зачем мне спрашивать об очевидном?.. Мне кажется, я разбираюсь в кукольном театре России и даже имею основание думать, что внесла вклад именно во взрослый формат этого жанра...  Но стоило мне отойти, я сразу увидела ссылку на сайт Андрея Денникова, он в давнем видео на фоне задника ПЕТРОЗАВОДСК!!! И вспомнила, что премьера спектакля «Исповедь Хулигана», к которому мне посчастливилось иметь отношение, состоялась (осенью 2002) именно там - Театр Образцова побоялся выпускать столь острый материал!!   Спасибо театру за эту историю! Спектакль уже был показан в столице прошлой осенью на Фестивале - приезжайте ещё!

МАСКИ И ЗОЛОТО СЕРЕБРЕННИКОВА

Главным героем  юбилейной, XXV-ой, церемонии «Золотая Маска», которая блестяще состоялась на исторической сцене Большого театра, стал режиссёр Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ. Лично для меня это событие осветило теми самыми ярками лучами весь финал фестиваля и сделало его праздничным, ведь имя К.С. не сходило с уст тех, кто выходил на сцену в прошлом году...

Надеюсь, чуткие корреспонденты всё подсчитают - по моим расчетам, один из главных ньюсмейкеров российского театра этого века находился под арестом с 23 августа 2017 по 8 апреля 2019. Сначала он получил главный приз за «Лучший спектакль в балете» - его грандиозный «НУРЕЕВ», который исполняют как раз на этой славной сцене, был абсолютным фаворитом экспертного совета и жюри (он также был номинирован как «Лучший художник в музыкальном театре»). И уже никто не сомневался, что и в главной номинации «За лучшую работу режиссера в драме» (где соревновалось около 30 (!) его коллег-конкурентов, в том числе мэтры Додин, Женовач, Могучий и Бутусов) за «Маленькие трагедии», Гоголь-Центр, его художественный руководитель поднимется на главную сцену страны. Помолодевший Кирилл Семенович был дважды немногословен и остроумен: он поблагодарил сначала «Руди, который любил всякий хайп и помог нам». Более того, Нуреев «обеспечил максимально веселую жизнь вокруг спектакля».

Подробнее...

"Помолвка" . По мотивам пьесы Йехуды Соммо «Цахут Бдихта де-Киддушин»

Спектакль Электртеатра «Помолвка» создан на основе первой в истории написанной на иврите пьесы. Режиссер Григорий Зельцер и исследователь еврейской мысли Ури Гершович провели настоящий эксперимент: оригинальный текст Йехуды Соммо, название которого в оригинале звучит «Цахут Бдихта де-Киддушин» (букв. «Красноречивый фарс о женитьбе»), стал предметом подробного исследования в рамках двухлетнего текстологического семинара. В попытке совместить комплекс полученных в результате этой работы смыслов с сюжетом самой пьесы и был создан текст «Помолвки». Именно этот многоуровневый текст и услышат зрители со сцены. 

Пьеса Йехуды Соммо, на первый взгляд, представляет собой фарс — комедию дель арте о двух влюбленных. Герои собираются вступить в брак и имеют согласие на это родителей, но свадьба отменяется из-за того, что, согласно полученному письму, внезапно скончавшийся за морем отец жениха отписывает все свое богатство рабу, а не сыну. В результате мать невесты убеждает своего слабохарактерного мужа отказать осиротевшему и лишившемуся наследства юноше в руке дочери и найти для нее другого жениха. В план родителей невесты разлучить влюбленных вмешивается алчный раввин. Он делает вид, что хочет помочь влюбленным, но преследует свой корыстный интерес. Внимая советам алчного раввина, юноша оказывается на краю гибели. Но его спасает мудрый, истинный раввин. Он обращает внимание на строчку завещания, набранную мелким шрифтом: в ней говорится, что у сына есть право взять себе только одну (но любую!) вещь из наследства. В качестве этой вещи по совету мудрого раввина юноша берет раба, вместе с которым ему достается и временно принадлежавшее рабу имущество (ведь есть закон, согласно которому все, что принадлежит рабу, автоматически принадлежит хозяину раба).

Подробнее...

ПЯТЬ ШАГОВ ДО ТЕБЯ

"Пять шагов до тебя", так называется новая работа режисера Олега Липовецкого в Тюзе. Иногда наше сознание (или подсознание) соединяет, казалось бы, несоединимые вещи. Я шёл по улице и слушал группу «SunSay», которую очень люблю. Конкретно, песню «Мама» из альбома «Легко». Там есть такая строчка: «Мама, я не хочу видеть мир таким».

И в этот момент подсознание подкинуло мне воспоминание. Когда-то давно видел старый фильм, снятый по сценарию Л. Герша, о слепом парне – молодом начинающем музыканте Дональде Бэйкере. Герой фильма хотел наперекор маме, желающей защитить его своей любовью и заботой, а по сути – запирающей его в клетке, жить полной жизнью, творить, любить, страдать…Эти две вещи невероятным образом соединились в моей голове, и я подумал, что эта песня могла бы быть лейтмотивом этого героя. Я стал переслушивать все песни группы и обнаружил, что очень многие тексты Андрея Запорожца -фронтмэна группы «SunSay», написаны о способности человека заглянуть в себя, о внутреннем зрении, о внутренней свободе. Перечитав текст Герша, я понял, что из этого неожиданного соединения может получиться музыкальный спектакль. Я делаю спектакль о праве каждого быть собой. О принятии другого, не такого, как ты. О выборе между свободой оставаться собой и зависимостью от успеха. О творчестве. И получается, конечно, что он о любви. И я хочу поговорить о парадоксальности и сложности любви в первую очередь с ровесниками главного героя. С теми, кто ищет себя, отстаивает своё право быть собой, с молодыми, входящими сейчас в жизнь. Но и с родителями этих выросших детей, о том непростом выборе, который им предстоит сделать, отпуская своих любимых. Наш спектакль будет наполнен музыкой, искренностью, иронией, сильными эмоциями, потому что главное для нас, это, пожалуй, всего три слова: Любовь, Драйв, Молодость.