КНС-культурные новости столицы

Спектакль о взрослении как о непростом процессе обновления

"Летели качели" проект Марфы Горвиц. Взросление — неизбежный переход из одного этапа жизни в другой. Расставание с идеалами юности, пересмотр приоритетов и ценностей — процесс болезненный, но и очищающий. Кризис сменяется обновлением, отчаяние — готовностью к новым реалиям. Этот кризис — в фокусе внимания пьесы «Летели качели». Герой этой истории — тридцатипятилетний мужчина, чье мировоззрение, как и многих людей этого поколения, сформировали песни «Гражданской обороны». Но жизнь не стоит на месте, требуя новых решений и новых стратегий.

«Летели качели» — история и лирическая, и социальная. Частная жизнь героя возводится в универсальную формулу поколения, чье взросление пришлось на переломное время в истории страны. Раздробленное сознание этих людей — невозможное совмещение ощущений: взросления как необходимости и статики, зависания в детстве как предохраняющего от потрясений механизма. 
Подробнее...

Разговор о современном искусстве как о способе изменить мир и найти в нем свое место

"Множественное время клиники" новый спектакль Андрея Бурова создан на стыке нескольких жанров – здесь перформативная природа совмещена с видео-инсталляцией, с театральным сюжетом, а героиня проходит разные стадии в поисках своей идентичности. Ее монолог – это разговор с собой и со зрителем о том, кем является сегодня человек в современном метагуманистическом мире.
 
Спектакль создан по мотивам пьесы художницы и драматурга Шифры Каждан.  Впервые пьеса прозвучала на фестивале молодой драматургии «Любимовка», во fringe-программе «Невозможный театр возможного будущего». В основе текста - своеобразный каталог, субъективная хронология российских и мировых художественных и социальных практик. Именно искусство здесь – важный механизм, запускающий сложные общественные – политические, экономические и культурные – процессы. Как человек соотносит себя с обществом, как воспринимает свое тело, свою гендерную природу, как определяет собственную идентичность – эти краеугольные для нашей цивилизации вопросы здесь встроены в контекст искусства как эффективного способа описывать и менять мир. 
Подробнее...

ВСЯ ЖИЗНЬ В ДЕНЬ ТЕАТРА

В Международный день театра на сцене Вахтанговского театра прошла 3-я торжественная церемония вручения Премии «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА».

Премия учреждена художественным руководителем Театра Римасом Туминасом в 2015 году и ежегодно присуждается лучшим, достойным звания «Человек театра» вахтанговцам. Римас Туминас и вручает ее. Символ премии - ювелирная брошь в форме веточки сирени – пятилистная примета счастья, любимый цветок Евгения Вахтангова (авторская работа главного художника театра Максима Обрезкова). Ведущий церемонии – Дмитрий Трубочкин. А на троне в облике КОРОЛЯ-СОЛНЦА в ослепительном костюме весь вечер царил народный артист России Сергей Маковецкий.  Прекрасным подарком лауреатам выступили солисты Большого театра - сопрано Мария Лобанова и Олег Долгов... Они на «Браво!» вокально, и артистически исполнили арии из итальянских опер («Джанни Скикки», «Турандот») и романс Чайковского. За роялем - концертмейстер Павел Небольсин. Первой на сцену за привлекательной наградой поднялась шикарная Ирина Купченко. Ее речь была такой искренней, что казалась неподготовленной импровизацией... «Я испытываю сейчас смешанные чувства - мания величия с комплексом неполноценности. Я - «человек театра»?! Меньше всего рассчитывала на такое звание, ведь я всегда разделяла жизнь и работу»... Под конец как подарок зрителям Ирина Петровна прочла проникновенные строки Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся...». В лаконичной концентрированной церемонии был момент, пробравший меня до слез, - когда Сергей Маковецкий уступил свой трон старейшей актрисе-вахтанговке Нине Аполлоновне Нехлопоченко! Во время небольшой речи этой 91-летней актрисы с невероятным для миниатюрного создания голосом, сыгравшей...115 (!!!) ролей на родных подмостках, зал в порыве встал и лишь выдыхал «Браво!»... «Я счастлива! И нет у меня другой любви, кроме своего театра!» Уже вне сцены директор театра Кирилл Крок, который невероятным образом всё успевает (он пришёл с церемонии в Большом театре) и за всем следит, поздравил Александра Рыщенкова с его юбилеем, отмечаемым именно в такой театральный день!..  После награждения в фойе Римас Владимирович Туминас поприветствовал собравшихся и поздравил с Праздником очень по-режиссерски. «Эти праздники напоминают маленькую смерть... В этом путешествии - наша жизнь... Важно увидеть друг в друге то красивое, то ценное, что в каждом есть. Я за это вас всех люблю». Ему вторила прима Театра Марина Есипенко «Театр - это маленькая жизнь»...



ПРОВЕРИМ ВАШ ДИАПАЗОН!

В Музыкальном театре имен Наталии Сац сегодня, в первый день весенних каникул, прошла премьера очень зрелищного и одновременно познавательного спектакля с массой находок для детишек 6+. 

Тексты бессмертных басен Ивана Крылова (в программке можно проверить свою зрительскую зрительную память и заодно заготовить актерскую абитуриентскую чтецкую программу в вуз) в обработке Роксаны Сац и музыке современного композитора Игоря Холопова. Согласно идее, заложенной основательницей, партитуры специально заказываются автору-современнику все 50+ лет жизни Театра! Детская постановка оригинально названа «ЗВЕРООПЕРОЙ» (музыкальный руководитель и дирижёр - маэстро Константин Хватынец). В спектакле разбросаны режиссерские находки (Валерий Меркулов) - арии основных басенных зверогероев, ставших притчевыми и разобранными на цитаты, вписаны в детскую площадку - горка, лесенка, качели, дартс, гигантские кубики. А взрослые, уверена, оценят финальную сцену, когда квартет из басни, поданный в ужасной додекафонии, удваивается на просцениуме струнной четвёркой музыкантов-виртуозов из оркестра. И особенно мне по душе оказались апарты самого баснописца! Мудрый сочинитель каждый раз подводит резюме деяниям ярких персонажей (художник по костюмам Софья Зограбян). «Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» И отлично звучат голоса (большинство певцов - со званиями и лауреатством - Максим Дорофеев, Михаил Гущенко, Ольга Толоконникова, Максим Усачев, Альбина Файрузова, Константин Ивин, Владислав Дорожкин)


"Белые ночи" в МХТ им.А.П.Чехова

Историю любви петербургского Мечтателя, столь похожую на грёзу в неверном свете белых ночей, представит на Новой сцене МХТ им. А.П. Чехова  режиссёр Айдар Заббаров – недавний выпускник ГИТИСа (мастерская С. Женовача), один из самых молодых номинантов на «Золотую маску» этого года, уже поставивший несколько заметных спектаклей в «Современнике», театре имени Ленсовета, Казанском театре имени Г. Камала. «Белые ночи» — его первая работа в Художественном театре.

Айдар Заббаров: «Когда мы начинали нашу работу, то хотели понять: кто такой этот загадочный Мечтатель  Достоевского. Ведь этот персонаж  проходит через разные произведения писателя и, на мой взгляд, является альтер эго самого Федора Михайловича. В его планах даже был роман с названием «Мечтатель», но который он так и не написал. В одном из писем Федора Михайловича есть строки: «Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх. Нервы и фантазия займут очень много места в существе. Всякое внешнее явление с непривычки кажется колоссальным и пугает как-то. Начинаешь бояться жизни». Эта тема раннего Достоевского – боязнь жизни, замкнутость, поиск ответа на вопрос: как твой внутренний мир соприкасается с миром окружающим». 

Подробнее...

3-я церемония вручения Премии «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА»

27 марта в 19.30 в Международный день театра на основной сцене Вахтанговского театра состоится 3-я торжественная церемония вручения Премии «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА».

Премия учреждена художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова Римасом Туминасом в 2015 году и ежегодно присуждается лучшим из лучших, достойным звания «Человек театра» Вахтанговцам. И не важно, на каком поприще они трудятся - выходят ли на сцену, овеянные многолетней славой, или находится в тени звездных коллег, работают ли в цехах, или в административной части театра. Важен их вклад в общее дело, преданность и беззаветное служение Театру. Кандидаты выдвигаются закрытым голосованием, проводимым всем коллективом театра. Обладателями Премии «Человек театра» становятся Вахтанговцы, набравшие наибольшее количество голосов. В голосовании не принимают участие художественный руководитель Римас Туминас и директор Кирилл Крок. 

Подробнее...

Второй сезон проекта Arena Moscow Night откроет для широкой аудитории мир музыкального театра

Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП) открыл второй сезон оперного проекта Arena Moscow Night. Первый концерт нового сезона прошел в зале «Пантеон» дворцово-паркового ансамбля «Царицыно» 27 февраля 2019 года, а 25 марта на этой же площадке состоится новая ВОКАЛЬНАЯ битва с участием самых талантливых исполнителей оперы и оперетты.

За победу во втором этапе сразятся актриса Московского современного художественного театра, солистка «Сити-оперы» Мария Кременецкая, актриса Театра Наций Евгения Авдеева, лауреат международных конкурсов Мария Сёмочкина, лауреат международных конкурсов Илья Хардиков и другие молодые вокалисты. Оценивать их выступления будет жюри, в которое войдут: заслуженная артистка России, актриса театра и кино Галина Коньшина, народный артист РСФСР Юрий Веденеев, театральный режиссер Алла Чепинога, а также драматург, сценарист и актер Дмитрий Минченок. Специальным гостем концерта станет пианистка, лауреат международных конкурсов Мариам Абгарян. Во втором сезоне Arena Moscow Night репертуар существенно расширился. Теперь зрители услышат не только арии из классических опер, но и фрагменты оперетт и мюзиклов.

Подробнее...

«Комедия о вдове» (сочинение единомышленников по пьесе К. Гольдони «Валенсианская вдова»).

КОМЕДИЯ О ВДОВЕ Сочинение единомышленников по пьесе «Валенсианская вдова». Авторы спектакля - выпускники Театрального института имени Б.В. Щукина, курс режиссёра Александра Коручекова.

Создатели спектакля, взяв комедию Лопе де Вега, выражают своё юное безумие, любовь к поэзии, музыке и почти забытому сочетанию театрального пафоса, подлинной романтики и юмора Сюжет испанской приключенческой комедии не тайна: молодая вдова Леонарда служит предметом восхищения всей Валенсии. Однако, она не подаётся на уговоры дяди Лусенсьо выйти замуж вторично, остаётся надменно-равнодушной к ночным серенадам влюблённых. Леонарда посвящает жизнь служению Господу, желая достойно нести вдовье званье, но это оказывается не так просто, когда на смену молитве и ханжеству приходит любовь.Все здесь окутано любовью и подчинено её законам. Любовь приводит героев в отчаяние, толкает на безрассудные поступки, путает и водит. Бледный свет Луны хранит тайну сердца, а маска прячет лицо. Сложность и необычность режиссёрских решений иногда кроется в их простоте, игровой природе действия. Авторы постановки искали грани между условностью маски и подлинным переживанием, стремились к музыкальности слов.Самые современные мысли чаще всего способны подсказать классические тексты. «Торжественность, сила, героизм и сознательное стремление к высокой цели встречаются на каждом шагу в классической литературе… В наши дни и в нашем обществе классические вещи не могут прозвучать иначе, чем революционно...» (Михаил Чехов).

 

 

Екатеринбургский ЦСД сыграет в Москве одиннадцать спектаклей

Екатеринбургский Центр современной драматургии в конце апреля сыграет в Москве одиннадцать спектаклей на трёх площадках. Большие гастроли ЦСД в столице случаются редко, и весенние показы — заметное событие.

В программе — хиты прошлых лет, которые уже играли в Москве (в том числе и по несколько раз), и новинки — недавние или даже ещё пока не сыгранные в родном Екатеринбурге премьеры (спектакль Дмитрия Зимина по пьесе Олжаса Жанайдарова «Магазин». Центр современной драматургии, «дочерняя организация» «Коляда-театра» (сегодня Николай Коляда является худруком ЦСД), практически сразу стала зоной самостоятельного поиска иного театрального языка. Отправной точкой стала входящая составной частью в название площадки современная драматургия (прежде всего — местных авторов, в большинстве своём учеников Николая Коляды), однако впоследствии, как это всегда случается со студийными или экспериментальными театральными организмами, зона поиска расширилась и включила в себя тексты не только современные, но и классические; не только драматургию, но и прозу.

Подробнее...