КНС-культурные новости столицы

На Новой сцене – премьера спектакля «МАСТЕР-КЛАСС» Театр Вахтангова

27 марта – профессиональный праздник актёров, режиссёров, всех, кто причастен к созданию сценических произведений, а также миллионов благодарных зрителей – это Международный день театра, учреждённый в 1961 году XI конгрессом Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО. Он проходит под девизом «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Сегодня, когда мир охватило безумие подозрительности и агрессии, культура, и особенно театр – живой, страстный, убедительный, исповедующий идеалы гуманизма, – остаётся территорией человеческого единства, любви и доверия.

Традиционно к этому дню Театр имени Евгения Вахтангова готовит премьеру – спектакль «МАСТЕР-КЛАСС» («Письма из тишины») по пьесе Терренса Макнелли (перевод – Сергей Волынец). Режиссёр-постановщик – Сергей Яшин. Художник – Елена Качелаева. Музыкальное оформление – Татьяна Агаева. В постановке прозвучат фрагменты из произведений Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини и Винченцо Беллини. В главной роли – Людмила Максакова. В спектакле заняты: Олег Макаров, Мария Волкова, Евгения Ивашова, Алексей Петров, Евгений Кравченко. Партия фортепиано – Андрей Булатов. «Мастер-класс» – третья работа Сергея Яшина в Театре имени Евгения Вахтангова. В 1999 году он поставил спектакль «Посвящение Еве» для двух мастеров Вахтанговской сцены – Василия Ланового и Евгения Князева. Спектакль украшал афишу Театра более 20 лет. В 2001 году вышел его спектакль «Ночь игуаны».

Подробнее...

В Воронеже создан Платоновский фонд искусств

В Воронеже организован Фонд поддержки Международного Платоновского фестиваля искусств, или Платоновский фонд искусств. Его миссия — содействие развитию культуры и искусства Воронежской области, поддержка проектов Платоновского фестиваля и других творческих инициатив, способных внести весомый вклад в культурную жизнь региона. В том числе среди целей фонда – поддержка фестивалей искусств, а также театральных, концертных и других творческих коллективов, создание совместных проектов и культурных программ, содействие проведению их гастролей в России и за рубежом; проведение образовательных мероприятий.

В состав управляющего и попечительского советов, а также ревизионной комиссии вошли известные и уважаемые воронежцы – представители различных профессиональных сообществ Воронежа, разделяющие ценности Фонда и желающие способствовать развитию культурны и искусства города и области. На сегодняшний день в Управляющем совете Фонда состоят основатель и художественный руководитель Воронежского Камерного театра, художественный руководитель Платоновского фестиваля, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, советник губернатора Воронежской области по культуре Михаил Бычков; ректор Воронежского государственного университета, профессор, доктор экономических наук Дмитрий Ендовицкий; главный врач Воронежского областного клинического консультативно-диагностического центра Елена Образцова; заслуженный артист РФ, лауреат Премии «Золотая Маска» Камиль Тукаев; заместитель директора Международного Платоновского фестиваля, член Президиума Ассоциации молодых менеджеров РФ Илья Скрипников. 

Подробнее...

Омский театр в Москве

11 марта днём в Большом зрительском фойе Театра имени Евгения Вахтангова состоялась пресс-конференция, посвященная открытию «Больших гастролей» Омского государственного академического театра драмы. Они пройдут с 12 по 18 марта 2022 года. В этот раз они посвящены 200-летнему юбилею Омской области. Омский академический театр драмы – старейший театр города Омска, основан в 1874 году и славен богатой историей и традициями. 
 
За столиком сидели рядом представители двух великих театров. Директор театра Кирилл Игоревич Крок напомнил историю, навеки связавшую два коллектива, - она генетически живет в памяти. Когда в октябре 1941 в здание театра Вахтангова прямым попаданием залетел фашистский снаряд, именно омичи приняли москвичей и все долгие месяцы делили с ними не только хлеб и еду, но и сцену. Благодаря этому в 1944 году москвичи вернулись из эвакуации «творчески наполненными». Так и сейчас, вахтанговцы, имеющие очень насыщенный репертуар сразу на нескольких площадках, предоставляет три своих сцены. С Омской драмой подписан долгосрочный договор и раз в два года осуществляются обменные гастроли. Для регионального театра выступать на сцене Театра Вахтангова, да ещё в течение недели - это событие архизначимое. Одна из лучших Турандот в истории театра, ведущая одноимённой премии, Народная артистка России Марина Есипенко начала с улыбки «Бывших омичей не бывает!». Именно в этом городе она родилась. И рассказала, что в момент поступления вся приёмная комиссия Щукинского училища приняла позу внимания, услышав, откуда приехала абитуриентка, ведь Михаил Ульянов, который возглавлял флагманский театр двадцать лет, из этих мест (сейчас его именем назван театр в городе Тара недалеко от Омска). Марина Николаевна назвала его «не просто ниточкой, а канатом, который связывает два города». По окончании пресс-конференции я не могла не заглянуть в кабинет Михаила Ульянова (совместный с Борисом Щукиным), подготовленный к столетию театра. Сразу бросается в глаза знаменитый зелёный сундук, с которым приехал поступать в Москву юный Миша.
Подробнее...

Премьера спектакля "Сирано де Бержерак", МХТ им. А.П. Чехова

19 и 20 марта на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова премьера – спектакль режиссера Егора Перегудова «Сирано де Бержерак»

Одна из самых знаменитых пьес мирового репертуара, героическая комедия Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» была написана в 1897 году. Главный герой пьесы, поэт, философ, гвардеец Сирано де Бержерак – реальное лицо. Он родился в Париже в 1619 году и прожил всего лишь 36 лет. В свое время его сочинения были весьма популярны, а об его отваге, граничащей с безрассудством, ходили легенды. Роль Сирано исполняли многие знаменитые артисты. Среди них Юрий Любимов, Юрий Соломин, Михаил Козаков, Сергей Шакуров и Константин Райкин. Был свой Сирано и в Художественном театре. Пьеса Ростана – последняя режиссёрская работа Олега Ефремова. Спектакль вышел уже после его смерти, в 2000 году, и доводил его режиссёр Николай Скорик. Сирано в исполнении Виктора Гвоздицкого представал прежде всего поэтом, влюблённым не столько в реальную Роксану, сколько в её образ. Новую версию пьесы Эдмона Ростана в МХТ имени А.П. Чехова ставит Егор Перегудов (главный режиссер РАМТа). Над сценографией работает Владимир Арефьев (главный художник Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и театра «Московская оперетта»). Этот же творческий тандем в прошлом году выпустил на сцене Художественного театра спектакль по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне», впечатляющий как эффектным сценографическим решением, так и свежим и убедительным взглядом на классику.  

Подробнее...

Гастроли Омского театра

С 12 по 18 марта 2022 года состоятся «Большие гастроли» Омского государственного академического театра драмы в Москве, организованные ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. В рамках межрегионального направления «Больших гастролей» на сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова пройдут показы спектаклей «Визит дамы», «Дядя Ваня», «Свидригайлов. Сны», «Блистательный Санкт-Петербург», «Аркадия», «Время женщин» и «Обманщики».

Омский академический театр драмы – старейший театр города Омска, основан в 1874 году. Омский драматический – театр с богатой историей и традициями. В течение многих десятилетий Омский театр драмы признают одним из самых интересных и ярких провинциальных театров в России. С 1983 года Омский театр носит звание «академический». Омская драма дважды удостаивалась Государственной премии Российской Федерации имени К.С. Станиславского: в 1973 году – за спектакль «Солдатская вдова» Н. Анкилова, в 1985 году – за спектакль «У войны – не женское лицо» С. Алексиевич. Омский академический театр драмы – лауреат семи Национальных театральных премий «Золотая маска». В 2011 году театр получил премию Правительства Российской Федерации имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства. Театр постоянно участвует в международных и российских фестивалях, гастролирует по стране и за рубежом Московский Театр имени Евгения Вахтангова и Омский академический театр драмы связывает давняя, исторически обусловленная дружба. В октябре 1941 года Вахтанговский театр был эвакуирован из Москвы в Омск, где работал на сцене местного драматического театра почти два года. Репетировать часто приходилось ночами, в небольшом театре одновременно трудились две труппы – омская и московская, чередуя постановки на сцене. Спустя годы театры ввели традицию обменных гастролей, сохраняемую и сегодня.

Подробнее...

Гастроли Александринского театра в Москве

Дни Александринского театра в Москве пройдут с 24 марта по 1 апреля 2022 года. Спектакли Основной и Новой сцен Национального драматического театра России (Александринского театра) зрители увидят на Основной сцене МХТ им. А.П. Чехова и в Центре им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ).

Наряду с показами спектаклей в программу Дней Александринского театра включены образовательные программы, творческие встречи, мастер-классы. Серию таких внесценических событий откроет 24 марта Творческая встреча художественного руководителя Александринского театра народного артиста России, лауреата Государственных премий России Валерия Фокина со студентами Российского института театрального искусства — ГИТИС. На Основной сцене МХТ им. А.П. Чехова в программе Дней Александринского театра впервые в Москве будут показаны спектакли «Рождение Сталина» Валерия Фокина«Маузер» Теодороса Терзопулоса по пьесе Хайнера Мюллера, «Дети солнца» Николая Рощина по пьесе Максима Горького. Все эти работы объединяет тема обращения к российской истории XX века. В Центре им. Вс. Мейерхольда Александринский театр сыграет спектакли «Нана» Андрия Жолдака по роману Эмиля Золя и «Товарищ Кисляков» Андрея Калинина по роману Пантелеймона Романова. Все они представлены в конкурсе Российской национальной театральной премии «Золотая Маска».   

 Полномасштабные гастроли в Москве Александринский театр проводит впервые после трехлетнего перерыва

Живые мемории

8 февраля в кинотеатре «Пионер» будет дан  старт 2-го сезону проекта «Живые Мемории». То, что я услышала на пресс-конференции в начале месяца, показалось живым и очень интересным.
 
Чтобы ввести в курс дела, процитирую Ирину Разумовскую, автора, руководителя и сценариста проекта. Вместе со своим братом Михаилом Разумовским, автором и художественным руководителем проекта, она таким образом продолжают дело своего отца, Феликса Разумовского, известного российского историка, писателя, телеведущего, автора и ведущего цикла программ «Кто мы?» и телепрограммы «Дело N» на телеканале «Культура». «Живые мемории» – большой медиапроект и одновременно фильм-путешествие, погружающий зрителя в прошлое России XIX-XX вв.  Оно оживает в личных, порой интимных воспоминаниях ее выдающихся деятелей. В основе каждой из 10 серий, которая длится 7-11 минут, – личное свидетельство писателей, композиторов, художников, членов царской семьи, общественных деятелей того времени.  Их подлинные и волнующие рассказы - идеальная возможность увидеть наше общее прошлое глазами очевидцев. Среди героев первого сезона «Живых меморий» были Иван Бунин, Михаил Нестеров, Великая княгиня Ольга Романова.
Подробнее...

ТОМ И ОТОМИ

Московский театр оперетты представляет премьеру мюзикла «Дочь Монтесумы». Приключенческий роман под такими названием англичанин Генри Райдер Хаггард написал в самом конце ХIX века (в его основу легли истории о соблазненной монахине, приговоренной за грех прелюбодеяния к страшной казни – быть замурованной в стену вместе с рожденным ею ребенком). А в 1960-70-х семи- и восьмиклассники специализированных английских школ в СССР читали книгу на уроках домашнего чтения в оригинале. И, конечно и наверно, мечтали о неведомых временах и далеких путешествиях, абсолютно недоступных в те времена. И вот сейчас Владимир Тартаковский, директор театра, который прочёл роман в детстве, решил эту историю воплотить на своей сцене со своими артистами.

Автором либретто и режиссёром спектакля стала Заслуженная артистка России Жанна Жердер, поставившая на сцене театра спектакли «Золушка», «Цезарь и Клеопатра», «Вольный ветер мечты», «Фея карнавала», «Брак по-итальянски» и «Король Артур». Автор музыки – композитор Роман Игнатьев, его масштабные мюзиклы «Монте-Кристо», «Граф Орлов» и «Анна Каренина» можно увидеть именно здесь, в Театре оперетты.  Наверное, премьеру нельзя отнести к спектаклям гранд-стиля, которыми славится эта сцена; первое действие сценографически лаконичное и очень темное как символ мрачного средневековья, надо думать. Зато во втором появляются яркие персонажи, ожесточенные поединки конкистадоров с индейцами, красочные представители цивилизации ацтеков. Тут и Монтесума со всеми своими родичами, который в 1507 году короновался как император мира.  Владимир Арефьев, художник и художник по костюмам, точно воспроизвёл сложносочинённые монаршие наряды. Здесь же появляется некий военный агрегат-монстр, напоминающий каток, который должен сокрушить всё на своём пути. Так как ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, то такой запрыг в будущее меня не смутил, как и факт, что юный Томас Виннфилд отправлялся в Индию, а потом каким-то невероятным образом оказывается в Мексике. Тут он начинает метаться между любовью к далекой англичанке Лили, своей невесте, и Отоми, принцессой ацтеков, которая не раздумывая взошла с ним на смертельный жертвенник (финал мюзикла отличается от оригинала).

Подробнее...

Светлана Крючкова и Хор Данилова монастыря

25 февраля в Большом зале Государственного Кремлевского дворца Народная артистка РФ Светлана Крючкова выступит с двумя ведущими хорами России - Праздничным мужским Хором Московского Данилова монастыря и Большим детским хором им. В.С. Попова. Музыкально-поэтический спектакль «Любви небесной образ» станет для всех участников первой подобной работой на стыке жанр и форм.

 Главная тема музыкально-поэтического спектакля – любовь. Любовь во всех смыслах этого слова. Именно она связывает в единое целое действо, где взрослые и маленькие артисты рассказывают о ней и про нее. Музыкой, поэзией, песнями и монологами. С самого начала зритель погружается в атмосферу нежности и безмятежного счастья, которые дает это самое главное чувство. В спектакле разворачивается вечный сюжет, сюжет любви и о любви: там, где любовь, там эмоции; там, где эмоции, слова излишни. Вместо них – Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Сергей Рахманинов, Георгий Свиридов, Петр Чайковский и др. Народная артистка РФ Светлана Крючкова: 
Подробнее...