КНС-культурные новости столицы

Премьера "Сцены из деревенской жизни" Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова

8, 9 и 10 декабря 2021 года в Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова состоится премьера спектакля «Сцены из деревенской жизни» по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня».

Идея создания спектакля родилась во время проведения творческой лаборатории известного театрального режиссера Анатолия Васильева в рамках серии творческих проектов Академии Н.С. Михалкова. Это была насыщенная работа над текстом пьесы, изучение характеров героев, их взаимоотношений и причин их поступков. В начале 2021 года спектакль был сыгран на сцене Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова, после чего руководством театра было принято решение включить спектакль в репертуар «Сцены из деревенской жизни» – спектакль о любви и неожиданных ее проявлениях. Создатели спектакля осознанно уходят от «изложения» сюжетной линии пьесы «Дядя Ваня». Вместо этого зритель увидит девять дуэтов – диалоги чеховских героев о любви и ее поиске в своей жизни. Анатолий Васильев: «Одна из основных сквозных линий «Дяди Вани» — любовная. Пьеса наполнена атмосферой влюбленности друг в друга, неожиданной любовной интригой. В спектакле нет сцены, на которой держится основная коллизия пьесы — история с имением, неудачный проект продажи имения, предложенный профессором, комический выстрел дяди Вани, разъезд. Сохраняются все "сто пудов любви", любовное беспокойство, возбуждение, подобно летнему дождю, пронесшемуся над имением.Любовь присутствует в истории, рассказанной Чеховым, но ни у одного персонажа эта любовь так и не реализуется. Любовь разлита в атмосфере сцен из деревенской жизни, она присутствует в каждом герое, все находятся во власти любви, но она может быть осуществлена лишь мечтательно»

Подробнее...

Пётр

В Театре Модерн играют премьеру спектакля «Петр». Как бы ни относиться к противоречивой фигуре постановщика Юрия Грымова, что бы ни думать о его эклектичной режиссуре, нельзя не признать - это очень мощный спектакль.

Оформив в своё время логотип и дизайн билетов для Большого театра, Грымов тяготеет к гранд-стилю: сценография пустой чёрной сцены, снопы света сверху и слева, развевающиеся поддувом полотнища, обволакивающий дым, саундтрек рок-музыки почти концертного исполнения, величественные костюмы и гипертрофированные гротескные парики начала XVIII века в полроста… Да, во всем этом очень узнаваемый грымовский подход и одновременно это живописует Россию петровских времён. Ну, а во-первых и главных, взяты в «соавторы» Д.С.Мережковский, увлекавшийся историческими романами (третий роман трилогии «Антихрист. Пётр и Алексей») и А.Н.Толстой (неоконченный роман "Петр Первый"). На сайте Театра значится, что «ПЕТР» (Петр Первый) — первый спектакль масштабной трилогии «Антихрист и Христос». «Антихрист или Христос, Свет или Тьма — кем же был российский правитель для своего народа, и что он оставил потомкам»… И эта премьера срифмовалась с одной из предыдущих масштабных работ «Модерна», с «Войной и миром». То, что связано с историей нашей страны высшего порядка, не может не волновать зрителя Замечательны артисты Алексей Багдасаров, Сергей Аронин, Владислав Свиридов, Александр Борисов, Константин Конушкин, Мария Орлова и другие… В заглавной роли один из любимых артистов Юрий Анпилогов. Согласитесь, если в кино наш первый российский император представлен многократно, то в театре вспоминается лишь захаровско-горинский ленкомовский «Шут Балакирев». Браться за постановку, не имея талантливого воплотителя замысла, просто невозможно…Сколько раз за последние два сезона я ни бывала на большой сцене - Юрий всегда главный и основной… Можно увидеть его в спектакле и об ещё одной царственной особе с тавром «великий», в «Юлии Цезаре».

Подробнее...

Бобок

3 декабря 2021 года в 19:30 на экспериментальной сцене Центрального академического театра Российской Армии состоится премьера спектакля «Бобок».

 

Со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского прошло 200 лет. Его произведения – величайший вклад в сокровищницу мирового искусства, они по-прежнему актуальны и интерес к ним не угасает. Во всех его работах главная тема – человечность. В 2021 году юбилей писателя отмечается под эгидой ЮНЕСКО. «Если очень долго повторять слово «бобок», можно заработать припадок «особенной грусти», но спектакль не об этом. Это фантасмагория, путешествие «одного лица» по душам других людей, «иным» мирам, – делится Сергей Тонышев, режиссер спектакля. – В основе спектакля лежат: рассказ «Бобок», «Дневники писателя» и несколько глав романа «Братья Карамазовы» ими мы вдохновлялись, сочиняли этюды, сталкивали взгляды и мысли персонажей по поводу нашего мира, а Фёдор Михайлович нам подсказывал». В ролях: Александр Макаров, Дмитрий Оболонков, Даниил Штейн, Максим Чиков, Юрий Сазонов, Мария Шмаевич, Диана Борина. Режиссер постановки Сергей Тонышев, выпускник Российского института театрального искусства – ГИТИС, курс Сергея Женовача. Зрителям знакома его постановка «Моя жизнь» на новой сцене МХТ им. А. П. Чехова. Сценография главного художника театра Российской Армии Анастасии Глебовой. Над костюмами работает художник Константин Шамрин. Художник по свету Александра-Виктория Чаян. Музыкальное оформление – Сергей Тонышев.


«Я – Сергей Образцов». Евгений Цыганов в главной роли

21 декабря в Театре Образцова состоится премьера спектакля «Я – Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым в главной роли Режиссером-постановщиком выступит заслуженная артистка России Екатерина Образцова, внучка известного актера и театрального деятеля

К 120-летию Сергея Образцова и в юбилейный 90-й год созданного им театра в Москве состоится премьера постановки Екатерины Образцовой «Я – Сергей Образцов». В главной роли выступит актер Евгений Цыганов. «Я – Сергей Образцов» — это кукольное путешествие через весь XX век; куклы создадут образы маленького и взрослого Образцова, Любови Орловой и Лидии Руслановой, Чарли Чаплина и Леонида Утесова, Соломона Михоэлса и Федора Шаляпина, а также других исторических знаменитостей. Все они путешествуют через весь ХХ век и проходят по «ступенькам памяти» великого Образцова. Екатерина Михайловна Образцова, режиссер-постановщик спектакля: - Сергей Образцов - ровесник века, поэтому через призму его жизни можно рассказать об истории всего столетия. Он был лично знаком с теми, кто создавал мировую историю, и сам был ее активным участником. Для меня это особенная работа и абсолютно новое решение сценического пространства.

Подробнее...

ИГРОК

На экспериментальной сцене театра Российской Армии - премьера спектакля "Свадьба Кречинского" по гениальному произведению Сухово-Кобылина.

Режиссер спектакля Аня Макеева – студентка Российского государственного института сценических искусств, курс Андрея Могучего. Это ее вторая работа и первая постановка в Москве. Сюжет «Свадьбы» незамысловат. Разорившийся дворянин Кречинский задумывает поправить свои дела выгодной женитьбой. Жертвой он избирает Лидочку, дочь богатого помещика Муромского, у которого полторы тысячи крепостных душ. Комедия представляет собой первую часть драматургической трилогии, в которую входят также «Дело» и «Смерть Тарелкина». Первая публикация — журнал «Современник» (1856). Конечно, режиссер наверняка объяснит обращение к шедевру русской литературы вечной актуальностью и продёрнет в настоящее; мы ведь знаем, что все классики позапрошлого века были провидцами и душеведами, а соотечественники наши не очень изменились за 170 лет, как и человечество - за тысячелетия. А главное, мы привыкли, что это одно из самых известных произведений воплощается по-постановочному щедро, с аутентичными костюмами середины XIX века, комедийно весело. Эта же постановка визуально аскетична, строга, а реквизит сведён к минимуму: огромный ковёр, розовые пианино-табуретка и стол, расставленным по оба фланга сцены-подиума. 

Подробнее...

СТЕПНЫЕ ЭСКИЗЫ

В театре Школа современной пьесы, на Малой сцене, проходят премьерные показы необычного спектакля: его поставили и сыграли студенты-третьекурсники ГИТИСа, Мастерской Иосифа Райхельгауза. Они по-своему прочли повесть Чехова «Степь», вплетя в него современные реалии, песню «Нас не догонишь» и использовав в качестве элементов сценографии подручные материалы - пластиковые бутылки, шины грузовика, веревки, ткани, каток для асфальта, жилеты гастарбайтеров. Прозрачную чеховскую прозу будущие артисты произносят в камуфляже через рацию воки-токи.

 

В очень поэтичном, атмосферном спектакле, где есть и сухая трава, и листва, и листы бумаги, и даже чайка, принимают участие и артисты ШСП. Режиссёр-студентка Татьяна Родина представила коллаж из подготовленных всеми студентами отрывков, каждый из них - сокашник и сотворец. Режиссер-педагог Александр Цой и среди педагогов - Денис Азаров, нынешний художественный руководитель Театра Виктюка. На небольшой сцене как раз то, что заставляет нас бывать на дипломных спектаклях в театральных институтах: молодая энергетика (в словаре Марка Захарова, гениального режиссёра и мастера как раз РАТИ, это слово было краеугольным), драйв чистой воды, не лимитированная академическими препонами фантазия, феромоны молодых полураздетых тел… А как хороши девицы-красавицы, «одетые» в обнаженность, прикрытые лишь снопами; какие волны расходятся от их распущенных волос, которыми они взмахивают, как кобылицы - гривами!  Постановка начинается с романса «Степь да степь кругом…», пропетого многоголосьем - стихотворные строки о замерзающем в глухой степи ямщике были написаны в 1869 году Иваном Суриковым, человеком, познавшим на себе все тяготы жития крепостных крестьян царской России. А заканчивается трогательно тем, что мальчик Егорий, сыгранный актрисой, надевает котелок, пенсне и …превращается в Антон Павловича и признаётся зрителям «Я людей хочу лечить. Словами… Я буду писателем».

 

 

Бенефис блистательной Анастасии Светловой

В театре МосСовета премьера, которую нельзя пропустить, ведь в ней заглавную роль исполняет Анастасия Светлова, которую знают все театралы: она блистала в постановках Евгения Марчелли, нынешнего художественного руководителя Моссовета, когда тот ставил в Ярославском театре драмы имени Волкова: «Екатерина Ивановна», «Зойкина квартира», «Без названия», «Месяц в деревне», «Чайка. Эскиз», «Опера Нищих» и других.

 

Спектакль поставлен по пьесе очень модного французского драматурга и романиста Флориана Зеллера. Ранее в Москве «Мама» не ставилась. Наверняка многие видели постановки «Папа» (в Современнике и антрепризах, не говоря об оскароносном «Отце» с Энтони Хопкинсом) и «Сын» в РАМТе, уже увенчанный разнообразными премиями и номинациями на главную «Золотую маску». Для постановки позвали молодого Павла Пархоменко, который ставил в этом же пространстве "Игроков". Заслуженная артистка РФ, лауреат премии «Золотая маска» с формулировкой «За предельность и полноту сценического существования», - феерическая, виртуозная актриса, продолжательница  известнейшей актерской династии. Уже с первых минут этой части из сценической трилогии, которая началась как раз с «Мамы», где француз разглядывает бациллу межпоколенческого непонимания и семейной любви-ненависти в окуляры микроскопа, становится ясно, что женщина не на грани, а за гранью нервного срыва, и место ей там, где находит ее затемнение света перед поклонами и овациями, - на больничной койке в психоневрологической клинике, в окружении людей в белых халатах (в ролях Дмитрий Журавлев, Олег Отс, Юлия Бурова, Владимир Прокошин, Евгения Лях/Ксения Комарова). Ещё через несколько фальшь-финалов и фальстартов сюжета зритель понимает, что всё происходящее не более как спутанное сознание больного человека, умноженное и разделённое на одновременный приём антидепрессантов с алкоголем. Хотя Светлова очень достоверно показывает психологические метания героини, отметившей двадцать пять лет постылого мужу брака, и то, как ощущает себя мама взрослых детей, которым некогда даже ответить на ее смс. Светлова-прима в алом платье со шлейфом, поющая джаз и размахивающая  бутылкой с красноватым виски, это браво!

 

«За зеркалом»

В Театре Школа драматического искусства премьера по пьесе Елены Греминой «За зеркалом» - «Екатерина» в постановке Максима Иванова.

 

В пьесе отражён реальный факт — роман пятидесятилетней императрицы с двадцатилетним поручиком Ланским, которого она поселила у себя в покоях за зеркалом и никуда оттуда не выпускала. В обычных сценических условиях заглавный предмет расположен у боковых кулис, но здесь зеркало служит фоном и задником (с огромным изображением обнаженного греческого бога), события развиваются у его подножия, сверху на балконе и в приотворенных ставнях. Конечно, нельзя не вспомнить самую громкую из постановок: в 1994 году в МХТ Чехова царицу сыграла поистине императрица сцены и оперы Галина Вишневская. В роли Ланского выступил тогда совсем молодой Сергей Шнырев, графиню Брюс играла Татьяна Лаврова. На новом этапе в заглавной роли Екатерины, Матушки — ее тёзка Екатерина Аликина. Она играет с открытым забралом, наотмашь, яркоэмоционально, рьяно, в постоянном диалоге с партнёрами и зрителями. Графиню Брюс, наперсницу и конфидента императрицы, исполняет внешне похожая на нее, и тоже синтетическая актриса Мария Зайкова. Она добавляет в барочную оперу нотки доверительности, за счёт живого общения с залом. В роли Сашеньки, Александра Ланского, закончившего свои дни в ранге генерала и отравленного, проведшего «за зеркалом» почти четыре года, действительно любивший Екатерину, очень красивый, как херувим (что подчёркнуто сильным гримом) Алексей Славкин. Не могу не сказать отдельно ещё об одном персонаже - хоре. В первой половине они в строгом чёрном, в финале в облачении, напоминающем жемчужного цвета стихарь, что придаёт возвышенности их унисонному пению. Музыка молодого композитора Дмитрия Котова великолепна и величественна. Вместе с отцом, Андреем Котовым, он поёт в ансамбле русской духовной музыки «Сирин».

Подробнее...

Женщины Есенина

3 и 4 декабря Художественный театр – МХАТ им. М. Горького представит премьеру «Женщины Есенина» по книге Захара Прилепина в инсценировке Елены Исаевой.

Актрисы Екатерина Стриженова, Агния Кузнецова, Екатерина Волкова, Алиса Гребенщикова, Мария Янушевская и Наталия Медведева расскажут новую историю любви великого поэта, вскроют подлинную глубину его чувств и причину трагедии. С этой стороны на творчество и жизнь Есенина еще никто не смотрел. Поэт – это не тот, кто пишет стихи, а тот, кто платит за них своей судьбой. Жизнь Сергея Есенина – это вечный поиск счастья и вечное разочарование. Спектакль расскажет о тайнах детства и семьи всенародно любимого русского гения, с этой стороны на творчество и жизнь поэта еще никто не смотрел. Известно, что в жизни Сергея Есенина было несколько больших романов, отразившихся в его поэзии. Почти все они заканчивались трагически. Он посвящал своим возлюбленным стихи, ставшие классикой русской поэзии, но не умел сохранить чувство к женщине надолго. Кто они – эти «женщины Есенина»? Кого они любили – гениального поэта?  ангела с золотыми волосами? «озорного гуляку»? Как взаимоотношения родителей Есенина, драматичные повороты в судьбе его матери отозвались в его взрослой жизни и его личных отношениях с женщинами? Есенин все время ищет любовь, чувствует, что спасение - в ней, и в то же время постоянно бежит от нее. Есенин находит любовь, но нужна она ему оказывается только для творческой силы, а не для личного счастья. И за все свои стихи Есенин платит своей судьбой, своей жизнью, своей кровью. МХАТ им. М. Горького расскажет зрителям о поэте, обратившись к его личной жизни, к судьбам женщин, которые оставили след в его творчестве. И поскольку спектакль основан на книге Захара Прилепина из серии ЖЗЛ «Сергей Есенин. Обещая встречу впереди», за достоверность рассказа можно ручаться. Инсценировку по книге написала Елена Исаева, драматург, сценарист и поэт. Яркая оригинальная сценография и музыкально-драматический темп спектакля погрузят зрителей в атмосферу эпохи Есенина.