КНС-культурные новости столицы

ДИКИЙ-ДИКИЙ ДЖО

В рамках "Золотой Маски", номинация «Эксперимент», спектакль-макабр в формате хардкора и «эсхатологического вестерна», как аттестуют его авторы, драматурги Александр Артемов (он же режиссёр) и Настасья Хрущёва. Оба создателя номинированы на главную театральную премию страны.

Действие длится всего час, ибо как выдерживают накал артисты (Плаксин, Афендулов, Сиротин, Титунин, Артемов), не представляю! Им приходится всё действие трястись и трясти кольтами с обеих рук, притоптывать, скакать на месте, изрыгать ругательства, покрываться пеной, как тот самый буффало из Гранд каньона, которого они безуспешно искали двадцать лет. «Алмазный бык» доконал весь квартет разбойников-лихих ковбоев. А последний ветер Дикого Запада всех сдул! А вы представьте - как будто 4 Трахтенберга (недаром наши гости, Театр ТРУ, из Питера). К слову, не знаю, это аббревиатура или английское TRUE? Очень правдоподобен и видеоряд и озвучка «переводчика с прищепкой на носу». 

ПАРАДНОЕ И ПЫШЕЧНАЯ

Спектакль с озвучкой прошёл в ЦИМе в рамках "Золотая Маска" Детский Weekend. «Я озвучиваю мультик!.. «Театр на Литейном», Санкт-Петербург...

Интерактив драматурга Ольги Никифоровой в постановке Александры Ловянниковой талантливо исполнили совсем молодые артисты: Сергей Якушев (мальчик Петя, названный в честь царя и композитора- на выбор), Николай Красноперов, Светлана Шаврова, Ася Ширшина, Дарина Одинцова. В активном интерактиве с юными зрителями они изобразили соло на пластиковых бутылках, шуршащих целлофановых пакетах, будильнике, дрели, сковородках, кастрюле и даже зонте. Это для маленьких. А для взрослых - на скрипке, банджо, бубне, маракасах и ксилофоне. На заднике весь час рисовался мультик во всех стадий процесса анимации в технике «перекладки» (художник - Михаил Заиканов). Обаянию спектакля способствовали и виды любимого города (имея в названии топонимику СпБ, труппа ее отыгрывает), и необязательно Невский проспект, но и нетривиальная Пышечная. Впервые узнала новое понятие - озвучивают мультфильмы ФОЛЛИ-АРТИСТЫ (по имени американского актера-первопроходца).

 


МЕНЯ НЕ ДОГОНЯТ

Прекрасный пример «новый драмы» в формате 12+ показали в рамках программы Детский Weekend Золотой Маски .

 На скейте по жизни несётся в поисках самоидентификации 14-летний герой спектакля из Великого Новгорода Игнат Волков. Его исполняют сразу три артиста, обозначая это поименованными майками, которые лихо управляются с самокатами и скейтами, - выделю травести Марину Вихрову... Он не грузит нас своими проблемами, он не пьёт-не курит-не матерится-не колется, он прекрасно образованный и воспитанный маленький мальчик, с мамой театральным художником, который любит игры в слова и буквы-пазлы и начинает писать стихи, то есть, вступает в возраст утонченного чувствования. Его единственная проблема - он привык делать всё так быстро, что все остальные «не догоняют», в самом прямом смысле... И очень тронул образ Москвы, поданный через изогнутые экраны. Возможности современного театрального языка неисчерпаемы! «Я не тормоз» - постановка Надежды Алексеевой по пьесе Нины Дашевской. Театр для детей и молодежи «Малый».

 

ПЬЕСА О КАМНЕ. Золотая маска.

Сегодня у меня получился день подросткового театра. После спектакля из Великого Новгорода «Я не тормоз» (постановка Надежды Алексеевой по пьесе Нины Дашевской, Театр для детей и молодежи «Малый», я оказалась на Александринском «Томми» - оба в рамках программы Детский Weekend Золотой Маски .

 Удивительно, что и там и там авторы - молодые литераторши. Режиссер Антон Оконешников нашел свой подход к драматургии Анастасии Букреевой, чья пьеса «Ганди молчал по субботам» идет сегодня едва ли не в десяти театрах страны. «Томми» - история о том, как подросток-колясочник меняется благодаря другу-камню, сыграна на большом экране – крупными планами – под неожиданных в этом контексте Равеля, Баха и Шопена. Если накануне на большой сцене МХТ я сидела максимально далеко, то на Малой сцене этого же театра получилось запредельно близко и экранные лица просто навесали надо мной (весь спектакль играется в видеопроекции!) Среди артистов я узнала тех, кого видела накануне в «Оптимистической трагедии», несмотря на сильный гротесковый грим: Николай Белин, Петр Чижов, Анна Соколова, Анна Покровская, Александра Никитина, Алексей Едошин, Ольга Бобкова, Ксения Разина, Дмитрий Бутеев.


«Три сестры» - МХАТ им. М. Горького возвращает великий спектакль зрителю

20.02.2020 — дата премьеры реконструкции исторической постановки знаменитых чеховских «Трех сестер» в МХАТ им. М. Горького. Это единственный в мире театр, в репертуаре которого сохранилась постановка Владимира Немировича-Данченко. Спектакль, поставленный в 1940 году, считают особой страницей в истории советского театра, а во время гастролей 1958 года в Великобритании спектакль произвел фурор.

Работа по реконструкции спектакля — это работа профессиональной команды реставраторов (исторические декорации великого художника сцены Владимира  Дмитриева удалось сохранить,  необходима работа с костюмами и реквизитом), экспертов — надо восстановить весь ход работы над постановкой, и труппы — в этом сезоне пришлось обновить состав спектакля уже в силу возраста игравших ранее актеров./  Валентин Клементьев, народный артист России и один из реконструкторов великой постановки, считает: «Это один из абсолютно приоритетов для всех, кто интересуется историей русского театра. «Три сестры» наравне там с какими-то еще выдающимися достижениями, конечно, это абсолютная такая вершина, легенда, поэтому отношение к тому спектаклю только как к легенде может быть, которую мы периодически пытались на нашей сцене, так сказать, реконструировать. Попытки имели разный успех, но отношение всегда было абсолютное как к некому ориентиру, к которому всегда пытались стремиться. И оно не меняется, это отношение у всех поколений артистов и режиссёров, которые к этому спектаклю

Подробнее...

Спектакль Иосифа Райхельгауза по документальной повести Фаины Райхельгауз.

Иосиф Райхельгауз поставил спектакль на основе воспоминаний своей матери, посвятив его всем, чье детство и юность совпали с трагедией Великой Отечественной войны. Здесь очень много личного – боли и радости, отчаянья и надежды, растерянности и простой радости бытия.

 А еще – много любви: ребенка к матери, женщины к мужу, а главное любви к жизни, которая стала для целого поколения спасательным кругом в водовороте немыслимых с точки зрения сегодняшнего дня  событий. Спектакль будет идти в зале «Зимний сад». По замыслу режиссера героиня (роль Фаины играет заслуженная артистка РФ Елена Санаева) будет в течение всего спектакля варить настоящий борщ, которым в конце спектакля угостит зрителей, спокойно, без пафоса рассказывая зрителям эпизоды своей биографии. Эпизоды, которые заставят людей содрогнуться и заплакать, засмеяться и задуматься. Роль Мамы Фаины, погибшей во время бомбежки на глазах главной героини и навсегда оставшейся молодой в ее памяти, играет Татьяна Циренина. Для сценографа спектакля Марии Трегубовой, многократного лауреата «Золотой Маски» и других престижных премий,  участие в создании этого спектакля также окрашено личным мотивом: Фаина Иосифовна Райхельгауз –  бабушка Марии. Специальная система, расположенная под полом зрительного зала, создаст эффект движения поезда. Зрителей ожидает полная иллюзия движущегося состава – с качанием, внезапными остановками, ускорением и замедлением движения. При помощи видеопроекции стены зрительного зала превратятся в мелькающие реалистичные картины театра военных действий, которые зрители увидят как бы через окна вагона.

Марат Башаров и Елена Захарова в новом спектакле Елены Греминой

17 и 18 января 2020 года на сцене «Эрмитаж» Московского театра «Школа современной пьесы» премьера спектакля «Непьеса на двоих».

 Пьеса «Непьеса» создана двумя известными драматургами – Еленой Исаевой и Фаридом Нагимом, которые до этого никогда не писали вместе. Да и потом вряд ли станут этим заниматься. Просто однажды, разговорившись о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, драматурги – мужчина и женщина – поняли, что могут рассказать людям о том, что их больше всего волнует: почему любовь превращается в измену, а измена в любовь?  В спектакле играют Елена Захарова и Марат Башаров. Фарид Нагим: Произведение решили основывать на реальных событиях, по реальным исповедям  людей, не раз и не два переживших «облом», но не утративших надежды. Потому и «непьеса». По сути, создали новый жанр – разговоры. Елена Исаева: Увы, современный уклад таков, что, перефразируя  Окуджаву: «Две вечных подруги любовь и измена, не ходят одна без другой». Что тут посоветовать? Не изменяйте? Не предавайте? Будьте верными? Нам казалось, что,  изучив своих героев с обеих сторон, мужским и женским взглядом, мы  сможем подсказать им, изобрести противоядие от одиночества!..В театре «Школа современной пьесы» «Непьеса» была отдана в руки режиссера Александра Онищенко, художественного руководителя Одесского театра на Чайной, очень популярного, имеющего репутацию экспериментального. Александр – выпускник мастерской Иосифа Райхельгауза в ГИТИСе, куда поступил, будучи опытным, профессиональным режиссером. Александр Онищенко: Для меня было важно показать, что действие происходит в Одессе. Поэтому художник Александр Трегубов придумал большой холм – точно такой, как в Одессе.

Подробнее...

КОЛЯДА-МАРАФОН

Днём в Театральном Центре на Страстном состоялась пресс-конференция, посвящённая стартующему сегодня вечером традиционному январскому марафону спектаклей екатеринбургского "Коляда-театра". Он приезжает в Москву в таком формате 14-й год.

Будьте уверены - все самые яростные театралы в ближайшие три недели (до 2 февраля включительно) будут стремиться сюда попасть. Коляда-театр считается самым популярным частным театром России и существует все эти годы без государственной поддержки. Театр живет исключительно за счет проданных билетов и гонораров самого Коляды.  Гастроли предстоят масштабные: всего сорок четыре спектакля покажет екатеринбургский "Коляда-театр" в Москве. 32 спектакля будут сыграны на этой площадке, 9 - на малой сцене Боярских палат рядом и - впервые - три в культурном центре "Вдохновение" в Ясенево. Многие из спектаклей москвичи уже хорошо знают и любят: "Гамлет", "Вишневый сад", "Двенадцать стульев", "Оптимистическая трагедия", "Ревизор", "Старосветская любовь", "Горе от ума", "Маскарад", "Трамвай "Желание", "Слуга двух господ", "Большая советская энциклопедия"… Покажут и новейшие премьеры, включая "Калигулу" по новой пьесе Николая Коляды, "Раскольникова" по Достоевскому, "Детство" по Горькому. Даже известные пьесы, прошедшие перо НВК, преображаются до неузнаваемости, но равнодушных не оставляют! Гастроли в Москве начнутся вечером драмой "Калигула", одной из последних сенсационных премьер театра, которую, как водится, написал и поставил сам Николай Владимирович. Постановка полностью решена в яркой, как его фамилия, эстетике Коляды: лихо, шумно, в бешеном ритме.

Старший сын. Игорь Костолевский в роли Сарафанова

24 и 25 января на Основной сцене Театра Маяковского зрители увдят премьеру спектакля "Старший сын" В репертуаре Театра Маяковского пьесы Александра Вампилова - не просто редкость. За почти 100-летнюю историю этот автор появится здесь впервые.  «Старший сын» - комедия, построенная на странных стечениях обстоятельств.

Студент Бусыгин и его приятель Сильва, провожая новых подружек, опаздывают на последнюю электричку и пытаются найти ночлег под выдуманным предлогом, что один из них – внебрачный сын отца семейства и приехал его навестить. Самозванец входит в мир семьи Сарафановых и всего за пару дней между ним и домочадцами возникают такие теплые чувства, что их не может разрушить даже вскрывшийся обман. Трагичный и одновременно смешной спектакль о том, как герой, изначально искавший просто ночлег, в результате обретает настоящий дом и семью.  В природе вампиловской пьесы случай определяет начало истории, но то, чем все это кончится, зависит только от самих героев: они должны самостоятельно сделать выбор – бежать и не привязываться или рискнуть и полюбить. В кино незабываемый образ главы семьи Сарафановых создал Евгений Леонов. Сейчас на сцене Театра Маяковского одного из самых глубоких и проникновенных героев русской драматургии сыграет народный артист России Игорь Костолевский. В других ролях молодые артисты «Маяковки»: Алексей Дякин, Полина Лазарева, Владимир Гуськов, Юлия Соломатина, Станислав Кардашев (студент Мастерской Миндаугаса Карбаускиса, ГИТИС), Илья Никулин, Константин Константинов. Анатолий Шульев, режиссер: «Тема взаимоотношения между родителями и детьми очень важна для меня. Старший сын – это возможность для каждого разобраться в своих собственных отношениях с близкими, где-то посмеяться вместе, может быть простить кого-то или, наоборот, сказать всю правду. Для меня это история о выходе из кризиса, о поиске гармонии, своего места среди других, о том, как чужие становятся близкими, когда у них появляется общая память».