КНС-культурные новости столицы

Бешеный хворост

На сцене  «Зимний сад» Московского театра «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Бешеный хворост».

Только что написанная пьеса Олега Маслова, представленная им в драматургическом конкурсе «Действующие лица», привлекла внимание худрука театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза еще на стадии первых читок сочетанием острейшей актуальной проблематики с метафоричностью идеи. Андрей Филиппов, ученик 10 класса элитной гимназии провинциального городка замечен на протестном митинге. Трем учительницам во главе с директрисой поручено проработать юного «мятежника». А также выяснить: кто был второй подросток, которого полиция не успела задержать? Впрочем, политический мотив здесь - всего лишь циничный блеф: местной администрации нужно освободить пару бюджетных мест для «блатных». Юноша подвергается жесткому прессингу: от увещеваний и обращений к здравому смыслу до самых шокирующих способов психологической манипуляции.

Подробнее...

Все уже тут

Постановка Дмитрия Крымова «Все тут.» в театре «Школа современной пьесы» была выдвинута на главную театральную премию страны. «Золотая Маска» как золотая проба спектакля, который стал радостью для всех театралов год назад. Это первая работа выдающегося художника и режиссёра наших дней со своей преданной командой, которая влилась в пространство и коллектив «Школы современной пьесы».

Идея, композиция, постановка - Дмитрий Крымов, художник Мария Трегубова, хореограф Олег Глушков. В ролях Мария Смольникова, Александр Феклистов, Юрий Чернов, Джульетта Геринг, Николай Голубев, Борис Вайнзихер, Ольга Гусилетова, Владимир Шульга и другие. Для Дмитрия Крымова самая известная пьеса Торнтона Уайлдера «Наш городок» (она принесла ему Пулитцеровскую премию) как отправная точка для полета фантазии и погружения в собственное прошлое. Это то, что я люблю в театре (и в жизни) больше всего: сопересечение истории и географии!.. Это абсолютный Робер Лепаж! И тогда маленькой городок в штате Массачусетс 1901 года пересекается с грузинским спектаклем Резо Габриадзе 1987 года, а твоя собственная жизнь оказывается связана не только с героями пьесы американского драматурга Торнтона Уайлдера «Наш городок» и не только с великими родителями Дмитрия Анатольевича, режиссером Анатолием Эфросом и театральным критиком Натальей Крымовой, с которыми он смотрел спектакль в 1973 году в Филиале МХАТа на улице Москвина (тогда она называлась так), но и с его дедушкой-чекистом и бабушкой-певуньей. С Машей Смольниковой и Александром Феклистовым. С кладбищем в американской глубинке и прахом в виде блёсток на Кунцевском. С церковным хором, грузинским песнопением и величественной Miserere. C белыми голубями на сцене и чёрным пушистым «Бегемотом» котом, прогуливающимся под сценой (по-моему, это чистая мистика - в программке дрессировщик не обозначен)... Через вздыбленный помост сцены и грохот перемалываемых судеб, через карабкающуюся по нему невесту и кровь на ее белоснежном платье... И к финалу постановки сходятся все пазлики, они ВСЕ ТУТ. А у глаз собираются слезинки.

Подробнее...

ТРИЛОГИЯ «АНТИХРИСТ И ХРИСТОС»

Московский драматический театр «Модерн» представляет масштабную трилогию «Антихрист и Христос». Зрители увидят три спектакля: «Петр Первый», «Леонардо», «Иуда». В октябре театр представил первую постановку трилогии - спектакль «Петр».

«Если мы посмотрим на то, что происходит в нашем обществе в последнее время, мы увидим постоянную борьбу добра со злом, как люди мечутся между этих двух сторон. Кто-то, условно, так и остается на стороне Антихриста, чувствуется огромное напряжение, общество раскалывается. Обращаясь к теме «Антихриста и Христа» в виде трилогии, я хочу порассуждать вместе со зрителями о том, насколько легко перейти грань добра и зла», - режиссер трилогии, художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов. Первая постановка трилогии «Петр» раскрывает яркую и противоречивую личность российского правителя, чья политика оказала огромное влияние на весь дальнейший путь страны. В 2021-м году исполняется 300 лет с момента принятия Петром I императорского титула. Победы и поражения, истинное мужество и любовь – спектакль обращает зрителей к подлинной истории своей страны, к истокам русского характера и национального самосознания.

Подробнее...

Я не вернусь

7 декабря Татарский государственный академический театр им. Г. Камала, Республика Татарстан, на сцене театра им. Евгения. Вахтангова, Новая сцена представляет спектакль «Я не вернусь» в рамках фестиваля «Уроки режиссуры»

С давних пор деревня является неизменной темой художественного исследования татарской литературы, драматургии, театра. У каждой исторической эпохи своя деревня и связанные с ней пласт освещаемых проблем, конфликты и перипетии, герои и антигерои, вопросы и сомнения, однозначные и открытые финалы…

Айдар Заббаров: «Я, как и многие из моего поколения, проводил каникулы в деревне, где жили мои бабушка и дедушка. И вот однажды, когда бабушки с дедушкой уже не было на свете, а я стал взрослым и приехал в наш деревенский дом, то вдруг в какой-то момент меня осенило: скоро этой деревни не станет, она просто исчезнет. И накатила тогда на меня невыносимая тоска, которая, как у Чехова, «кажется, весь свет залила». И тогда в тот вечер я думал о том, что вот жили люди, строили свое будущее, и здесь кипела жизнь. И раньше здесь было радостно. А теперь — тоска… А во время пандемии и самоизоляции мне прислали на ватсап видео, на котором деревенский дядька играет на гармошке. И снова вдруг вспомнился тот давний вечер, те ощущения, и во мне явно сформировалось желание узнать, а как обстоят дела в наших деревнях сегодня, как живут люди, как складываются человеческие судьбы. Кроме того, я давно хотел поработать в технике вербатим. Исследовать этот путь общения со зрителем, осмысления и театра, и себя. Мою идею приняли в театре, и мы с актерами уже в июне отправились по деревням Татарстана в поисках живых, настоящих историй.

Подробнее...

Наблюдатели

18 ноября Музей истории ГУЛАГа и Театр Предмета представляют созданный при поддержке Фонда памяти спектакль «Наблюдатели» - постановку на стыке жанров предметного, теневого, светового театра и музыкального перформанса.

Главные действующие лица постановки – предметы быта и другие артефакты, привезенные научными экспедициями Музея истории ГУЛАГа из мест бывших лагерей с Чукотки и Колымы. Через представление найденных в заброшенных лагерях предметов создатели спектакля размышляют об эпохе сталинских репрессий, пытаются через отдельные истории-этюды воссоздать целостную картину того времени. Зритель попадает в положение стороннего наблюдателя, который уже не властен над прошлым, но может быть внимательнее к событиям настоящего. В 2021 году спектакль был выдвинут на соискание премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучший работа режиссера в театре кукол», «Лучшая работа художника в театре кукол»


Новосибирский драматический театр «Старый дом», Новосибирск

14 ноября в рамках фестиваля "Уроки режисуры" на сцене театра "Современик" зрителям представляет  спектакль «Цемент». Это  -пьеса Х. Мюллера, написанная по мотивам романа Ф. Гладкова и поставленная Н. Бетехтиным в Новосибирском театре «Старый Дом»
 
Главный герой Глеб Чумалов возвращается с гражданской войны в свой разоренный дом: жена его не узнает, а дочь умирает от голода в детдоме. Дабы восстановить нормальное течение жизни, Глеб решается вдохнуть ее в простаивающий цементный завод, на котором он прежде работал, однако для осуществления этой непосильной задачи ему самому придется превратиться в элемент техники. В советский контекст органично встраиваются мифы об Ахилле, Сизифе, Одиссее, Прометее, придавая всей истории вселенский масштаб. «Это очень важная пьеса Хайнера Мюллера, она впервые полноценно ставится в России. Советский миф здесь удивителен и прекрасен: он сливается с античностью, и это сигнализирует о попытке создать новое человечество»
 

Первая премьера Сергея Газарова театра Пргогресс Армена Джигарханяна

13 ноября на Основной сцене театра «Прогресс сцена Армена Джигарханяна» состоится премьера спектакля “Балалайкин и Ко” по сатирическому роману Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина в инсценировке Сергея Владимировича Михалкова. Спектакль поставил режиссер, художественный руководитель театра — Сергей Газаров.

 

Общеизвестно, Салтыков-Щедрин - гениальный сатирик. Благодаря ему появился на свет гомерически смешной и одновременно беспощадный диагноз обществу и человеку как таковому, рабствующему перед своими страстями и страхами. Диагноз, увы, не утративший ни своей актуальности, ни остроты художественной хлесткости, с которой был некогда поставлен. Но достаточно ли только признать наличие «дурной» болезни, столь остроумно описанной классиком? Прикосновение к его текстам только ли повод иронизировать над людскими пороками и бичевать их наотмашь? Или все же есть причина задуматься, почему по сути дела так ничего не изменилось в национальном характере?  Все эти вопросы стали принципиально важными для Сергея Газарова, выбравшего для своего первого спектакля в театре Джигарханяна именно «Балалайкина и Ко». Режиссер-постановщик, хорошо известный зрителю своими яркими театральными решениями, «препарирует» историю, рассказанную Салтыковым-Щедриным, не только как сатиру, но и как философскую притчу о человеке как таковом.  “Я не привязываю “Балалайкина” к определенной исторической эпохе. На сцене - пространство игры, где воображение конкретного зрителя окунет его в то время, которое именно ему покажется актуальным для рассказанной истории”, - говорит режиссер Сергей Газаров. “В декорации, которую мы придумали с Газаровым все элементы – подвижные. Все ее детали можно рассмотреть с разных сторон. Надеюсь, эта метафора отражает абсурдность ситуации, описанной в романе, когда любую тему можно разглядывать под разным углом и трактовать ее так, как тебе удобно”, - добавляет художник-постановщик Владимир Арефьев.  В создании спектакля принимала участие сильная команда постановщиков: Художник-постановщик — Владимир Арефьев, народный художник Российской Федерации, главный художник Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, лауреат премии “Золотая маска”. Художник по костюмам — Мария Боровская, принадлежит к династии знаменитых художников. Спектакли, костюмы к которым создавались по ее эскизам, идут в лучших московских театрах — Мастерской Петра Фоменко, Театре Олега Табакова, Современнике.  Режиссер по пластике Сергей Землянский Художник по свету - Антон Стихин В главных ролях заняты Сергей Чонишвили, Сергей Серов, Сергей Климов, Андрей Анкудинов, Альберт Хасиев и другие.

 

 

ЮБИЛЕЙ ТЕАТРА ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА. ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ВОЙНА И МИР» В ПОСТАНОВКЕ РИМАСА ТУМИНАСА

8, 9, 10 и 11 ноября, в канун Юбилея, будет представлена главная премьера сезона – спектакль по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» в постановке Римаса Туминаса. Сценограф – Адомас Яцовскис, хореограф – Анжелика Холина, художник по костюмам – Мария Данилова, композитор – Гиедрюс Пускунигис. В музыкальную ткань партитуры "Войны и мира" композитор Гиедрюс Пускунигис включил фрагмент из музыки Фаустаса Латенаса к легендарному спектаклю Римаса Туминаса "Вишневый сад" (1990) как дань светлой памяти Маэстро.

В спектакле заняты артисты всех поколений, среди которых народные артисты Людмила Максакова, Ирина Купченко, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, Евгений Князев, Виктор Сухоруков, Андрей Ильин, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Юрий Шлыков; заслуженные артисты Анна Дубровская, Ольга Чиповская, Олег Макаров, Виктор Добронравов, Мария Волкова; ведущие молодые актёры Ольга Лерман, Юрий Поляк, Павел Попов, Анна Антонова, Яна Соболевская, Владимир Логвинов, Юрий Цокуров, Мария Шастина и другие.

ЛЕЧИТЬСПАСАТЬЛЮБИТЬ

9 ноября фестиваль «Уроки режиссуры» и Владимирский академический драматический театр, на сцене РАМТА представят спектакль «ЛечитьСпасатьЛюбить»

 Спектакль был поставлен Владимиром Кузнецовым во Владимирском академическом театре драмы в январе 2021 года. Период бушующей пандемии был в самом разгаре, и режиссер решил разобраться в этом процессе, протранслировав в спектакле все существующие точки зрения – и «ковид-паникеров», и «ковид-диссидентов», и других, не так радикально настроенных, но не менее запуганных групп населения. Спектакль носит документальный характер – ведь основой для него послужил собранный актерами материал, добытый в беседах с очевидцами текущих событий. Главные участники действия – врачи, фельдшеры, медсестры, санитары и те, кого они защищали в эту непростую пору. Появится здесь и А.П. Чехов, который также в свое время боролся с эпидемией холеры. Автор спектакля не выступает сторонником какой-либо конкретной позиции, а находит деликатную интонацию рассказчика-очевидца протекающих на его глазах событий, и повествование это не лишено юмора – ведь справиться с депрессией и ощущением безысходности можно только оптимистично глядя вперед. Главным месседжем этого двухчасового повествования, проходящим через него красной линией, остается бесконечная благодарность героям в белых халатах, которые и по сей день самоотверженно стоят на страже всеобщего здравия. «Эта постановка — часть современной истории, которая пока еще пишется»