КНС-культурные новости столицы

ЛЮДИ В МАСКАХ

Спектакль «САД» из Петрозаводска (Театр кукол Карелии) и режиссёр Александр Янушкевич препарировали не только Чехова, но и внешний вид артистов. А артисты сыграли прекрасно! 

Особенно Фирс, двумя ногами и костылями в могиле, судя по землистому цвету его лица, сорри, маски (совсем молодой, как оказалось на поклонах, Леонид Прокофьев), и Раневская со внешностью и интонациями Татьяны Васильевой (заслуженная артистка России Любовь Бирюкова). Гротеск, поданный с лихвой, с перегибами и пережимами, в номинации «Куклы» более чем уместен. Некоторые смыслы в одной из самых часто появляющихся на подмостках пьес Чехова, его последней, вскрылись буквально, например, «рвать на себе волосы» и даже лицо и «срывать маски» (особенно этот фокус, в дополнение к предусмотренным автором, удавался Шарлотте (Татьяна Мацкевич носила их по три слой за слоем). И всё же я не стала бы писать отдельный пост, если бы не подошла поприветствовать своего друга, Народного артиста и члена жюри нынешней Золотой Маски, и не поинтересовалась форматом данного театра. Почему-то его коллеги-дамы меня недопоняли, - зачем мне спрашивать об очевидном?.. Мне кажется, я разбираюсь в кукольном театре России и даже имею основание думать, что внесла вклад именно во взрослый формат этого жанра...  Но стоило мне отойти, я сразу увидела ссылку на сайт Андрея Денникова, он в давнем видео на фоне задника ПЕТРОЗАВОДСК!!! И вспомнила, что премьера спектакля «Исповедь Хулигана», к которому мне посчастливилось иметь отношение, состоялась (осенью 2002) именно там - Театр Образцова побоялся выпускать столь острый материал!!   Спасибо театру за эту историю! Спектакль уже был показан в столице прошлой осенью на Фестивале - приезжайте ещё!

МАСКИ И ЗОЛОТО СЕРЕБРЕННИКОВА

Главным героем  юбилейной, XXV-ой, церемонии «Золотая Маска», которая блестяще состоялась на исторической сцене Большого театра, стал режиссёр Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ. Лично для меня это событие осветило теми самыми ярками лучами весь финал фестиваля и сделало его праздничным, ведь имя К.С. не сходило с уст тех, кто выходил на сцену в прошлом году...

Надеюсь, чуткие корреспонденты всё подсчитают - по моим расчетам, один из главных ньюсмейкеров российского театра этого века находился под арестом с 23 августа 2017 по 8 апреля 2019. Сначала он получил главный приз за «Лучший спектакль в балете» - его грандиозный «НУРЕЕВ», который исполняют как раз на этой славной сцене, был абсолютным фаворитом экспертного совета и жюри (он также был номинирован как «Лучший художник в музыкальном театре»). И уже никто не сомневался, что и в главной номинации «За лучшую работу режиссера в драме» (где соревновалось около 30 (!) его коллег-конкурентов, в том числе мэтры Додин, Женовач, Могучий и Бутусов) за «Маленькие трагедии», Гоголь-Центр, его художественный руководитель поднимется на главную сцену страны. Помолодевший Кирилл Семенович был дважды немногословен и остроумен: он поблагодарил сначала «Руди, который любил всякий хайп и помог нам». Более того, Нуреев «обеспечил максимально веселую жизнь вокруг спектакля».

Подробнее...

"Помолвка" . По мотивам пьесы Йехуды Соммо «Цахут Бдихта де-Киддушин»

Спектакль Электртеатра «Помолвка» создан на основе первой в истории написанной на иврите пьесы. Режиссер Григорий Зельцер и исследователь еврейской мысли Ури Гершович провели настоящий эксперимент: оригинальный текст Йехуды Соммо, название которого в оригинале звучит «Цахут Бдихта де-Киддушин» (букв. «Красноречивый фарс о женитьбе»), стал предметом подробного исследования в рамках двухлетнего текстологического семинара. В попытке совместить комплекс полученных в результате этой работы смыслов с сюжетом самой пьесы и был создан текст «Помолвки». Именно этот многоуровневый текст и услышат зрители со сцены. 

Пьеса Йехуды Соммо, на первый взгляд, представляет собой фарс — комедию дель арте о двух влюбленных. Герои собираются вступить в брак и имеют согласие на это родителей, но свадьба отменяется из-за того, что, согласно полученному письму, внезапно скончавшийся за морем отец жениха отписывает все свое богатство рабу, а не сыну. В результате мать невесты убеждает своего слабохарактерного мужа отказать осиротевшему и лишившемуся наследства юноше в руке дочери и найти для нее другого жениха. В план родителей невесты разлучить влюбленных вмешивается алчный раввин. Он делает вид, что хочет помочь влюбленным, но преследует свой корыстный интерес. Внимая советам алчного раввина, юноша оказывается на краю гибели. Но его спасает мудрый, истинный раввин. Он обращает внимание на строчку завещания, набранную мелким шрифтом: в ней говорится, что у сына есть право взять себе только одну (но любую!) вещь из наследства. В качестве этой вещи по совету мудрого раввина юноша берет раба, вместе с которым ему достается и временно принадлежавшее рабу имущество (ведь есть закон, согласно которому все, что принадлежит рабу, автоматически принадлежит хозяину раба).

Подробнее...

ПЯТЬ ШАГОВ ДО ТЕБЯ

"Пять шагов до тебя", так называется новая работа режисера Олега Липовецкого в Тюзе. Иногда наше сознание (или подсознание) соединяет, казалось бы, несоединимые вещи. Я шёл по улице и слушал группу «SunSay», которую очень люблю. Конкретно, песню «Мама» из альбома «Легко». Там есть такая строчка: «Мама, я не хочу видеть мир таким».

И в этот момент подсознание подкинуло мне воспоминание. Когда-то давно видел старый фильм, снятый по сценарию Л. Герша, о слепом парне – молодом начинающем музыканте Дональде Бэйкере. Герой фильма хотел наперекор маме, желающей защитить его своей любовью и заботой, а по сути – запирающей его в клетке, жить полной жизнью, творить, любить, страдать…Эти две вещи невероятным образом соединились в моей голове, и я подумал, что эта песня могла бы быть лейтмотивом этого героя. Я стал переслушивать все песни группы и обнаружил, что очень многие тексты Андрея Запорожца -фронтмэна группы «SunSay», написаны о способности человека заглянуть в себя, о внутреннем зрении, о внутренней свободе. Перечитав текст Герша, я понял, что из этого неожиданного соединения может получиться музыкальный спектакль. Я делаю спектакль о праве каждого быть собой. О принятии другого, не такого, как ты. О выборе между свободой оставаться собой и зависимостью от успеха. О творчестве. И получается, конечно, что он о любви. И я хочу поговорить о парадоксальности и сложности любви в первую очередь с ровесниками главного героя. С теми, кто ищет себя, отстаивает своё право быть собой, с молодыми, входящими сейчас в жизнь. Но и с родителями этих выросших детей, о том непростом выборе, который им предстоит сделать, отпуская своих любимых. Наш спектакль будет наполнен музыкой, искренностью, иронией, сильными эмоциями, потому что главное для нас, это, пожалуй, всего три слова: Любовь, Драйв, Молодость. 


РОБИН ГУД. БАЛЛАДА О ЛЮБВИ

Театр юного зрителя представляет премьеру своего спектакля "Робин гуд. Балада о любви". В какой день недели, в котором часу, неизвестно, но это точно было в чудесное майское утро, славный разбойник Робин Гуд увидел портрет дочери Шерифа красавицы Марии, влюбился без памяти и отправился в Ноттингем, добыть ее руку и сердце.

Покинутая им девица Мэриэн, гордая и решительная, отправилась вслед. В Ноттингеме праздник и сколачивают виселицу для строптивых граждан. На соборной площади рыцари и бродячие артисты стараются угодить Шерифу и развлечь своенравную Марию. А в вольном Шервудском лесу рассыпается в тумане тонкими золотыми лучами волшебный свет и играют в сражения и любовь герои древних баллад. И баллады о любви и сражениях льются прямо с небес. Художники и поэты, благородные разбойники, прекрасные девицы и веселые монахини, Мэриэн и Мария, Шериф и Робин – все они навечно жители заколдованного дикого леса, откуда уйти невозможно. Да и не стоит. Этот вольный лес – вечное укрытие для тех, кто не хочет взрослеть, для взрослых детей и для взрослых, что все еще дети. И прекраснее его нет.


ПУШКИНЫ С АВОСЬКОЙ

Удивительный эффект вчерашнего спектакля «Я. Другой. Такой. Страны» (Драматический театр Пушкина из Красноярска у своего московского counterpart - Пушкинского на Тверском бульваре, в рамках Золотой.Маски).

Поначалу дико понравилась режиссура Дмитрия Егорова; казалось, все награды (пять номинаций), будут его. Но от текстов его тезки Пригова уж не знала, куда деться к концу... От его приколов и гэгов, разъятых огромной труппой, напомнившей мне своими умениями и выправкой Красноярский ансамбль танца Сибири... От переизбыточности информации - один из артистов произносил политинформацию из Википедии скороговоркой даже с бельэтажа и яруса! От десятка Пушкиных (и у каждого из них «дядя самых честных правил»), выстроившихся в очередь в соответствии с буквами алфавита... От того, что «Не всё так плохо в прошлом было...» Это как бесконечный Хармс, который «уехал в Баден-Баден»: представьте, что Вас щекочут все три часа Дмитрия Егорова «в деле» я не видела - наблюдала прошлой осенью на пресс-конференции в театре Вахтангова в рамках московских гастролей Омского драматического. Он представлял свой спектакль по текстам Светланы Алексиевич «Время секонд-хэнд». Таким образом, молодой режиссёр, сын известного питерского театроведа, главреда одного из главных специализированных журналов, номинирован на главную театральную награду страны ДВАЖДЫ, и этим своим спектаклем в очень престижной номинации - Спектакль большой формы.

"Золотая маска" Тюмень.

«МОЛОДОСТЬ - это проза!» говорит верлибром один из персонажей одноименного спектакля, привезённого Драматическим театром из Тюмени (по Тургеневу «Месяц в деревне»). Но в первую очередь, молодость ассоциируется, конечно, со спортом и здоровьем.

Наталья Петровна в исполнении Кристины Тихоновой совсем не походит на привычный образ Ислаевой, но именно благодаря мастерству актрисы понимаешь, что за молодежью ей не угнаться!.. А вот ее любовь и любовник (в оригинале этот вопрос открыт, по-моему), атлетический Алексей Беляев (Николай Аузин) чувствует себя таким суперменом, что наряжается в костюм Superman’а, где даже причинное место «с толщинками». Финальную сцену они играют на авансцене с надписью-хэштегом... Режиссёр Данил Чащин находится в возрасте Тургенева, когда тот написал свою пьесу, одну из самых часто появляющихся на отечественной сцене! Им обоим ровно 30 лет, а это уже молодая зрелость. И я этому возрасту доверяю...

НА ХОМУСЕ МОЕЙ ДУШИ

На нашей Датской почве, точнее, на датско-китайской границе театральной толерантности показал своего Гамлета (точнее, СВОЕГО ДРУГА ГАМЛЕТА) режиссёр из Якутска Сергей Потапов (Саха театр имени Ойунского).

Никак не возьмусь описать вчерашнее действо; многие ушли в антракте. Оно было с явным китайским акцентом (и даже пару фраз я расслышала). Подруга-китаистка была в восторге, как и сами якуты. А я после фильма Анны Яновской «Интересная Жизнь» о Якутии имею такой кредит доверия к региону и лично к режиссёру Потапову, одному из главных героев картины, что из него можно смело черпать... В финале на экране титры проходят названия всех постановок по самой известной пьесе Вильяма ненашего Шекспира; с десяток из них или около того я и сама видела точно. Так что режиссёр вписал себя в историю

ЗА ЧТО?

Малый зал Гоголь-Центра; Театр драмы им.Пушкина... Пять номинаций на главную театральную премию страны "Золотая маска" И опять повторю, как и в случае со зрелищем "ЗОЛОТОЙ МАСКИ" «Последний ветер Дикого Запада», Театр ТРУ, СпБ)... Не знаю, что это было?!И почему такие авансы молодому режиссеру Сергею Чехову?!

Не представляю, как простая зрительница Пскова купит билет дорогой, нарядится в вечер выходного... чтобы увидеть, как мутузят об пол и бросают в воду в интерьерах больнички для престарелых несчастную актрису?! На фоне и без того депрессивного Платонова («Река Потудань»). 

Корр. Елена Посувалюк