КНС-культурные новости столицы

ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ

 Vaba Lava (Эстония) и Мастерская Брусникина (Россия) Госграница по реке Нарве (или Нарове) между двумя городами прошла в 1992 году. До распада СССР Ивангород и Нарва были едва ли не одним целым — с общими водопроводом, транспортной системой, рабочими местами. Сейчас два города, главными достопримечательностями в которых остаются две крепости, ходят друг к другу в гости по мосту с названием «Дружба». Меняется геополитическая обстановка в мире, меняются отношения между странами.

 

 

Как отражаются перемены на жителях приграничных городов — тема, которую раскрывает спектакль с помощью инструментария документального театра. Актеры двух театральных трупп, российской и эстонской, взяли интервью у местных жителей: их истории стали драматургией спектакля. «Нам казалось, что история города, разделенного в какой-то момент государственной границей, по определению наполнена человеческими трагедиями. Но чем больше мы общались с жителями Ивангорода и Нарвы, тем яснее нам становилось, что вопросы, связанные с госграницей, не столь существенны. Для многих жителей ее пересечение - повседневный ритуал. По-настоящему значимые и судьбоносные границы, на которых мы и сосредоточились, проходят глубоко внутри каждого человека. Старшее поколение ностальгирует по прошлому. Поколение среднее старается найти своё "настоящее", путаясь в стереотипах и чужих мнениях. Но есть то, что важно для всех, независимо от гражданства: достижения и упущенные возможности, желание лучшего для себя и своих близких, тревоги, связанные с будущим своих государств, горести и радости».

Подробнее...

ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ И МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА ПРЕДСТАВЛЯЮТ

Спектакль Максима Диденко «Норма" по мотивам первого романа Владимира Сорокина. 6 и 7 ноября в Москве состоится премьера совместного проекта Театра на Малой Бронной и Мастерской Брусникина - спектакля «Норма» по мотивам одноименного романа Владимира Сорокина. Режиссером постановки выступит Максим Диденко.

 

Спектакль будет поставлен на сцене Дворца на Яузе (с января 2010 года Театр на Малой Бронной будет играть свои спектакли в этом помещении в связи с реконструкцией) и войдет в постоянный репертуар театра. 

Максим Диденко, режиссер: Я впечатлен текстом, он как сверло, которое вынимает метафизическую основу русского сознания. Понятие нормы с одной стороны статичное, но в то же время текущее: норма постоянно меняется, время течет, жизнь идет, мы меняемся и не замечаем, как нормой становится то, что какое-то время назад было невозможно представить. Русский человек привыкает порой к радикальным и ужасающим вещам, и хочется это исследовать. Этот текст как ребус, который хочется разгадать. 

Подробнее...

«СИРАНО У ТЕЛЕФОНА!»

В Театриуме на Серпуховке Терезы Дуровой сыграли премьеру. На постановку бессмертного произведения Эдмона Ростана пригласили известного режиссера Георгия Долмазяна. 

 За спектакли своего родного театра «МОСТ» он удостоен многих престижных премий! Его фантазия неистощима и не знает границ! Впрочем, у жанра мюзикла и кабаре не должно быть лимитов... Хотя сам постановщик называет своего «Сирано» «Трагикомедией с оркестром». А оркестр действительно замечательный! А каков скрипач, обликом и неистовостью чуть напоминающийся молодого Паганини, - Илья Мовчан! В музыкальном вихре проносятся Оффенбах, Массне, Делиб, Бизе, Дебюсси, Сен-Санс...Всё действие перенесено из середины XVII века в...1914 год (что делает второй акт поистине трагичным; нам показан военный лазарет), поэтому романтические герои пользуются всеми благами цивилизации и гаджетами первой трети ХХ века (телефон, синематограф, цеппелин, велосипед). Сцена под балконом и знаменитые диалоги решены как телефонные разговоры. Впрочем, текст вы можете не узнать - это абсолютно новая редакция! Адаптировал пьесу сам режиссёр, а перевод стихов - Александра Нефедова. Он же автор текстов песен (плюс Луи Буске). Художник-постановщик и автор костюмов - Анастасия Нефедова. Она на днях выпустила модерновую «Октавию» для «Электротеатра», ни больше ни меньше в рамках фестиваля «Территория»! Участие художника такого уровня и диапазона поистине дорогого стоит! Мне кажется, Анастасия ощутила жанровые каноны и сделала спектакль ярким, броским, объемным по размаху, при этом гротескным, карнавальным, очень лицедейским, как бы с полуулыбкой...В заглавной роли - Владимир Седлецкий. Эта роль требует от артиста крепкой арт-подготовки: артистической и физической! Не покидать сцену два часа, петь, танцевать, фехтовать, прыгать и бегать - таковы требования к исполнителю; и он только на старте дорожки. Роксана - Дарья Лукьянченко. Барон Кристиан - Сергей Батов. Марких де Вальвар - Рафаэль Наджаф-Заде. Диана - Мария Морозова. К слову, я так и не разгадала, что у Сирано с...носом. Эта конструкция как будто крепилась к очкам и напоминала экспонат в Бахрушинском театральном музее.

НОВЫЙ РЕВИЗОР

В Театре Табакова грядёт громкая премьера по гениальной пьесе Николая Васильевича Гоголя

Сергей Газаров решил вернуться к РЕВИЗОРУ на новом витке, в XXI веке. «Да и разве что-то изменилось?», сказал режиссёр собравшимся на показе журналистам. Опытнейший режиссер обращался к пьесе уже дважды: в театре в 1991, за что был удостоен премии Союза театральных деятелей России за лучший спектакль года, и снял фильм в 1996-м. Там роль, актёрскую мечту, сыграл Евгений Миронов в невероятной плеяде звёзд: Никита Михалков, Олег Янковский, Зиновий Гердт, Марина Неелова! Все эти годы постановщик не перестаёт удивляться окружающей бурлящей жизни и тому, что наши Гоголь и Салтыков-Щедрин «выступили покруче Нострадамуса!»  Владислав Миллер наверняка самый молодой Хлестаков в истории русского театра, ведь по возрасту 20-летний недавний выпускник Школы-Студии Табакова даже младше своего персонажа.  Будущая звезда смотрелась очень органично на сцене - молодому премьеру очень пригодилась его 12-летняя хореографическая подготовка, ведь ему приходится не только полдействия провести на балюстраде балкона, балансируя, как на гимнастическом бревне, не только выполнять сложные растяжки и впечатляющие батманы, не только отбивать степ, но и в секунды взбираться на высоту второго этажа! И тут любая ошибка может стать фатальной и для него, и для партнеров! Через ушибы и синяки надо играючи справляться и со сложнейшей, почти тригонометрической, партитурой мизансцен с дюжиной артистов рядом, и с трюками, и с фокусами

Подробнее...

ИГРАТЬ КАК МОЛИТЬСЯ

После того, как на недавно закончившемся ОбразцовФесте в Театре Образцова мы увидели кукольников из Кении, Бразилии, ЮАР, не считая Италию-Испанию-Францию, думали, что никаких чудес больше не ждёт...

Но на этой в Московском театре кукол на Спартаковской, где открылся международный фестиваль «Гефест», собрались все те же, кто занимается этим жанром профессионально, и они не дадут мне соврать. В яркой программe представлены спектакли из Японии, Испании, Великобритании, Италии, России. В этом году Гефест сделал акцент на новых технологиях в кукольном театре - робототехникe и IT technologies . Так что гостей приветствуют артисты в виде роботов и ожившие роботы и авторские движущиеся куклы Владимира Захарова. Талантливого кукольника из Томска недавно не стало (1954-2019). Фестиваль посвящён его памяти...Может, электронные куклы не трогают так, как это делают привычные нам кукольные форматы, но не восхититься невозможно! Я говорю об экзотических гостях, что открыли Фестиваль - Maywa Denki, Япония, «Нонсенс Шоу». Maywadenski Nonsense Machine Show. Какой лихой концерт устроил нам президент компании, выпускающей вот таких электронных кукол, и двое работников у него на подпевках. Это было музыкальное интерактивное шоу – одновременно и концерт живой музыки, и остроумная демонстрация странных музыкальных инструментов компании Maywa Denki.

Подробнее...

В «Мастерской Фоменко» поставили пьесу Ильи Кормильцева

В «Мастерской Фоменко» состоялась первая премьера в новом театральном сезоне. Федор Малышев, в арсенале которого уже три спектакля в родном театре, поставил спектакль-антиутопию «Махагония» по пьесе Ильи Кормильцева «Взлет и падение города М.».

Впрочем, от первоисточника в постановке осталось мало. Малышев наполнил эту историю о городе-призраке, городе-зомби современными смыслами и реалиями, разбавив при этом текст монологами героев Достоевского и Шварца. В Махагонии правят бал только деньги и удовольствия; здесь убийство карается штрафом, а самое больше преступление – отсутствие денег. Лучше всего о жителях этого города говорят слова Петра Верховенского из «Бесов»: «Одно или два поколения разврата теперь необходимо – разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь…» Собственно таким и показан человек в спектакле Спектакль начинается с жуткой, до дрожи в коленках сцены падения самолета, где авиакатастрофа становится отправной точкой и оборачивается катастрофой общечеловеческой, духовной. «Выжившие» в падении и основывают город-падение, город-бездну –Махагонию. Спектакль внешне напоминает дурно сделанный клип, от которого воротит. Здесь все сотрясается, кричит, блестит и фальшиво поет. Вероятно, молодому режиссеру удалось создать спектакль самый далекий и по форме, и по содержанию от знаменитого фоменковского стиля. Но как заметил сам режиссер, мало кто знает, что выражение «легкое дыхание», которым часто характеризуют игру «фоменок», имеет продолжение: «Легкое дыхание при тяжелом вздохе». Вздох действительно тяжелый. Последний.

Александр Резалин и Семен Шкаликов в новом спектакле Театра на Таганке

В Театре на Таганке можно посмотреть премьеру трагикомедии «Сосед» по пьесе драматурга Павла Пряжко лауреата первой премии «Конкурса конкурсов» в рамках фестиваля «Золотая маска»

 Спектакль поставила Лера Суркова – режиссер «Язычников» в Театре.doc и одноименного фильма, вышедшего в 2018 году, а также спектаклей в Гоголь-центре и Центре имени Мейерхольда. «Театр на Таганке регулярно обращается к современным авторам. У нас уже идут спектакли по произведениям Владимира Сорокина, Ярославы Пулинович, Жоэля Помра, а теперь представим пьесу Павла Пряжко – одного из главных современных русскоязычных драматургов, – рассказывает директор Театра на Таганке Ирина Апексимова. – Это будет четвертая премьера нашего юбилейного сезона, который получился разнообразным и ярким». В 2018 году читка пьесы «Сосед» в постановке Леры Сурковой была представлена на фестивале молодой драматургии «Любимовка». По сюжету случайно встречаются два соседа по даче, молодой и пожилой. Между ними завязывается разговор о мелочах – смешной и грустный одновременно. Роли в спектакле Таганки сыграют ведущий артист театра Александр Резалин и актер Ленкома Семен Шкаликов. 

Подробнее...

Первая московская постановка лучшей пьесы 2018 года в Театре на Таганке

В Театре на Таганке состоялась  премьера трагикомедии «Горка» по пьесе драматурга Алексея Житковского, признанной лучшей пьесой 2018 года на фестивале «Кульминация». Режиссер – Данил Чащин, номинант на «Золотую маску» 2019. 

Его спектакли идут в МХТ имени Чехова, театре «Практика» и других российских театрах. «Горка» в Театре на Таганке станет первой постановкой пьесы в Москве. «Эта пьеса про ежедневный подвиг маленького человека. Воспитательница детского сада Настя пытается построить Горку, организовать покупку подарков на Новый год, подготовить утренник, помочь оставленному родителями мальчику-мигранту, не потерять любовь любимого человека и не сойти с ума за пятнадцать тысяч рублей в месяц, – рассказывает драматург Алексей Житковский. – При этом, «Горка» – пьеса о добре, которое существует вопреки всему». Автор пьесы Алексей Житковский – многократный участник и лауреат драматургических фестивалей и конкурсов: «Евразия», «Действующие лица» и других. В 2018 году на фестивале «Любимовка» была представлена «Горка». Пьесы Житковского ставили в МХТ имени Чехова, Театре.doc и «Школе драматического искусства», а его фильм «Памятник» в 2016 году вошел во внеконкурсную программу фестиваля «Артдокфест». Живет и работает в Нижневартовске. Данил Чащин – режиссер из Тюмени, окончил курс Виктора Рыжакова в магистратуре Школы-студии МХАТ при Центре имени Вс. Мейерхольда, участвовал в лабораториях под руководством Юрия Бутусова, Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова. В 2019 году его спектакль «Молодость» в Тюменском драматическом театре был удостоен пяти номинаций на «Золотую маску». «Горка» – смешная история про абсурд будней воспитательницы детского сада. Думаю, у многих из нас светлая ностальгия по детству смешана с грустными воспоминаниями. В этой двойственности и узнаваемости я вижу много юмора, но также и повод для размышления. Для меня этот спектакль про то, как опасны недобровольность и принуждение и как важно сохранить в себе человеческое», – рассказывает режиссер Данил Чащин. Роль воспитательницы Насти сыграет актриса Таганки Юлия Куварзина, известная телезрителям по сериалам «Воронины» и «Не родись красивой». В спектакле также будут заняты: Антон Ануров, Никита Лучихин, Екатерина Рябушинская, Екатерина Варкова, Сергей Трифонов, Роман Колотухин, Василий Уриевский, Павел Бессонов, Анастасия Колпикова, Елизавета Высоцкая, Анастасия Захарова, Евгения Романова, Кирилл Янчевский и Павел Комаров.

 

"Цинк" работа Эймунтаса Някрошюса, в рамках фестиваля "Территория"

23 и 24 октября в рамка фестиваля "Территория" пройдет спектакль великого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса "Цинк.

В ноябре 2017 года в Государственном молодёжном театре Литвы состоялась особенная премьера: режиссёр Эймунтас Някрошюс вернулся на сцену, с которой 26 годами ранее начался его творческий путь, с новым спектаклем «Цинк (Zn)» — вернулся, чтобы в постановке по книгам белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич говорить о том, что происходило в Советском Союзе три десятилетия назад. Спектакль посвящён эпохе, которая долгое время оставалась на периферии интереса широкой общественности, но скрывает в себе корни многих проблем современности. Как и в предыдущих работах по знаковым литературным произведениям, Някрошюс приглашает зрителя внимательнее вглядеться в прошлое из настоящего. В 01:23 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции на территории УССР произошёл взрыв, разрушивший реактор и частично разрушивший здание. В начале 1989 года десятилетняя война в Афганистане, унёсшая жизни десятков тысяч военных и сотен тысяч мирных жителей, закончилась выводом советских войск. Книга Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» основана на воспоминаниях друзей, жён и матерей солдат, служивших в советской армии и принимавших участие в боевых действиях в Афганистане с 1979 по 1989 год. Спектакль Някрошюса пытается «ухватить уходящую эпоху за хвост». В центре театрального сюжета — образ писательницы, которая путешествует по стране и ведёт путевые заметки. Цинковые гробы, в которых погибших в Афганистане военных везли на родину, были провозвестниками близившегося конца советской эпохи. Химический элемент, необходимый человеку для жизни, стал символом её окончания. Начало и конец человеческого существования умещаются в простейшем сочетании букв: Zn. «Цинк» — один из последних спектаклей Эймунтаса Някрошюса.