КНС-культурные новости столицы

Лекция Ильи Венявкина. «Рождение нового зрителя: Сталинская культурная революция в театре»

11 июня, вторник (в 19.00), Новая сцена МХТ Лекция ИЛЬИ ВЕНЯВКИНА «Рождение нового зрителя: Сталинская культурная революция в театре»

 С самого возникновения советского государства культура играла значимую роль в большевистском проекте перестройки общества: она должна была играть на опережение и представлять аудитории образцы мыслей, чувств и поведения еще толком не появившегося нового советского человека. Особую ставку советские идеологи делали на театр с его способностью быстро устанавливать контакт со зрителем и эмоционально вовлекать в действие. Однако рождение нового советского зрителя произошло не сразу: потребовалось почти пятнадцать лет, чтобы в стране появились первые пьесы партийных драматургов на современную тематику, которые бы пользовались бы настоящим успехом у аудитории. На лекции мы поговорим о главном театральном хите первой половины 1930-х годов — пьесе Александра Афиногенова "Страх", ее постановке во МХАТе и о сталинской культурной революции в театре. 

Подробнее...

Новый спектакль Владимира Панкова

24, 25 и 26 июня в ЦДР на Соколе состоится премьера спектакля Владимира Панкова "Медведь" - совместного проекта Центра драматургии и режиссуры и Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова!

 В основе «Медведя» лежит история романа, вспыхнувшего между двумя незнакомыми людьми. Главные герои в исполнении Елены Яковлевой и Александра Феклистова разыгрывают то ненависть, то любовь, и правила игры в этой комедии известны только им. Традиционный водевиль переосмысляется в жанре саундрама, и сценическая композиция выстраивается на пересечении оперного и драматического искусства. Арии на итальянском, французском и немецком языках соединяются с классическим исполнением чеховской пьесы, чтобы отразить всю многозначность поединка страстей между персонажами. Владимир Панков: «Спектакль о бесконечной противоречивости женщины. Когда она говорит “нет” – это не значит “нет”. Когда говорит “да” – это не значит “да”. В тонкостях психологии Чехов ас. К концу пьесы загадок становится еще больше. И никаких разгадок нет. Любовь – игра, которую можно разыгрывать на протяжении всей жизни». Автор: Антон Чехов Режиссер: Владимир Панков Композиторы: Артем Ким, Сергей Родюков

Подробнее...

Дмитрий Бозин в новой премьере театра п/р Р.Виктюка "Мелкий бес"

Самый известный роман главного мистика литературы Серебряного века Федора Сологуба «Мелкий бес» главный волшебник театра XXI века Роман Виктюк ставит как магическую расшифровку колдовских букв и слов. Настоящий творец – единственный, кому подвластно менять реальный мир по своей воле. Этим владел автор романа, владеет этим и Виктюк. К «Мелкому бесу» он обращался уже дважды – в Таллинском театре и в Московском театре «Современник», где спектакль имел бешеный успех у публики.

Третье обращение великого мастера режиссуры к великому тексту несет совершенно новые смыслы, новую эстетику – то, что актуально именно сейчас, в веке технологическом, веке прогресса, зачастую уничтожающем духовное в людях. Нашему миру сейчас отчаянно не хватает познания себя и стремления к гармонии, поэтому и возникнет на сцене Театра Романа Виктюка новый, особый, колдовской мир – мир Недотыкомки, того самого беса, который, существуя лишь в воображении главного героя и будучи мелким, способен при этом управлять вселенной. И это зрители увидят собственными глазами.  в главной роли Передонова покажет глубь души нечеловеческого, слитого с Бесом, существа так, как умеет только он. Ничтожный, обычный человек, школьный учитель Ардальон Борисович переродится на глазах у публики в полное собрание всех грехов и слабостей человеческих, в воплощение самой темной из сторон людского племени. Что за этим последует? Предсказать развитие сюжета вряд ли смогут даже те, кто читал роман Сологуба. Потому, что в Театре Романа Виктюка возможна любая неожиданность – особенно, когда на сцену выходит ведущий актерский состав театра. Сценическое воплощение «Мелкого беса» в XXI веке станет диагнозом времени, но мы знаем, вовремя поставив диагноз, можно обрести спасение – как мира, так и отдельного человека.


Рок-поэма «Моби Дик» по роману Германа Мелвилла

18 июня 2019 года на сцене МХАТ им. М. Горького независимая продюсерская компания «Театральное Дело» представит премьеру рок-поэмы «Моби Дик» по легендарному роману американского писателя Германа Мелвилла. И это не просто театральный проект: «Моби Дик» дает начало новому жанру зрелищной культуры – «рок-поэма». Масштабное театрально-музыкальное шоу с «живым» участием российской рок-группы «Театр Теней» объединит драматический театр, рок-музыку, перформанс, современную хореографию и видео-арт – беспрецедентный для российской сцены эксперимент.

Зрители рок-поэмы окажутся на гигантском парусном корабле, изучат реалии настоящего морского дела, станут свидетелями и участниками захватывающей погони китобойного судна «Пекод» и его капитана Ахава за белым китом-убийцей по имени Моби Дик. Бытовой реализм матросской жизни (актеры ставят и убирают паруса, гребут веслами, управляются с корабельным такелажем и оснасткой) сочетается с возвышенным и поэтичным присутствием танцовщиц, существующих в жанре современного танца и физического театра.

Подробнее...

Хитрая вдова, что может быть веселее!

3 июля Санкт-Петербургский государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова и Малый театр представляют комедию "Хитрая вдова"

«Встретились однажды надменный англичанин, изящный француз, воинственный испанец и незаметный итальянец…» И местом их встречи стал венецианский карнавал, после одной из бурных ночей которого у красивой предприимчивой вдовы Розауры обнаружилось сразу четыре поклонника. Каждый клянется в любви, каждый обещает блестящее будущее, каждый по-своему хорош. Но как найти того, с кем действительно будешь счастлива? Меняя маски и обличья, умная Розаура не торопиться променять свободу на супружество и испытывает каждого из женихов, чтобы найти того, кто действительно заслуживает ее руки и сердца. Будоражащая атмосфера венецианского карнавала, эффектная сценография, роскошные костюмы, богатство актерских перевоплощений – все это в праздничном спектакле Татьяны Казаковой по комедии Карло Гольдони о том, что правильный выбор возможен только тогда, когда чувство в ладу с разумом. В главной роли Елена Руфанова.


"Бешеные деньги", Театр Н.П Акимова в Москве!

5 июля  на сцене Малого театра Санкт-Петербургский государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова представит  на суд московских зрителей свою постановку "Бешенные деньги"

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюбленный провинциал Васильков. Приятели Чебоксаровых, желая разыграть Лидию, выдают Василькова за золотопромышленника-«миллионщика». Лидия принимает предложение Василькова, но оказывается жестоко обманута… Сюжет пьесы А.Н. Островского напоминает «Бесприданницу», только все положения драмы здесь поданы в острокомедийном ключе. Своего рода временная рифма делает фабулу и проблематику сатиры Островского актуальной для сегодняшнего дня. Россия конца XIX века, когда прекрасную эпоху легкомысленных красавиц и беззаботных кутил, без счета швыряющих деньги на ветер, сменяли суровый расчет и экономия, когда вырабатывались новые стандарты деловых и семейных отношений, напоминает Россию 2010-х годов. Мир героев Островского, в котором выпукло представленные пороки и добродетели вступают в сложную игру и взаимосвязь, продолжает сатирическую линию репертуарной политики театра, в котором всегда важное место занимала социальная критика, представленная такими спектаклями, как «Свадьба Кречинского», «Визит дамы», «Тень» и «Дракон».

Гастроли театра комедии им. Н.П Акимова

2 июля в рамках гастролей Санкт-Петербургского государственного академический театра комедии им. Н.П. Акимова в Москве, на сцене Малого театра зрители могут увидеть спектакль "Дракон" по И. Шварцу. 

400 лет правит городом хитрый и могущественный Дракон. Что ни год Дракон требует новую жертву, выбирая себе в невесты прекраснейшую из девушек города. Но вот однажды в город приходит странствующий рыцарь Ланцелот — усталый рыцарь без кольчуги и меча, со шрамами от старых сражений на лице, готовый освободить город от власти чудовища. Тиран повержен в поединке, но его место спешит занять новый «дракон». В ироничной и печальной сказке Евгения Шварца есть говорящие коты, шапки-невидимки и ковры-самолеты. За основу взят сказочный сюжет народов Юго-Восточной Азии о драконе, которого нельзя победить, потому что победитель сам обращается в дракона. Но волшебный антураж не скрывает, а только подчеркивает острый социальный подтекст, размышления о природе власти и человеческой природе, изуродованной страхом, привыкшей ко лжи и неготовой принять свободу. К «Дракону» Н.П. Акимов обращался дважды – в 1944 и 1962 годах. Премьера театра Комедии совпадает с важной датой – 120-летием со дня рождения драматурга. Своим новым спектаклем Татьяна Казакова развивает одну из важных художественных линий театра – линию высокой комедии, острой, многоплановой и афористичной. Это не спектакль «на злобу дня», а попытка выйти к общечеловеческим обобщениям, показать, как велико искушение властью, и как легко прорастают семена зла в душах людей.

 

Галина Тюнина и Евгений Цыганов в новой премьере "Мастерская Фоменко"

25 и 26 июня Кирилл Пирогов и «Мастерская Фоменко» представляют новую премьеру- А.П Чехов "Чайка". В главных ролях Галина Тюнина и Евгений Цыганов. Театр обращается к творчеству Антона Павловича Чехова не в первый раз.

В 2004 году Пётр Фоменко поставил с основоположниками театра чеховские «Три сестры». Спектакль, ставший лауреатом главной театральной премии России «Золотая Маска» сразу в двух номинациях («лучший спектакль большой формы» и «лучшая работа режиссёра») несколько лет назад по ряду причин ушёл из репертуара театра. Желание вновь соприкоснуться с удивительным автором во многом определило выбор пьесы для новой постановки.Тонкие кружева взаимоотношений; виртуозное владение диалогом недоговорённости; персонажи, говорящие не слова, а «то, что за словами»; тоска по совершенству и музыкально настроенный актёрский ансамбль – всё, благодаря чему Антон Чехов был назван реформатором театра и драматургии, необычайно близко создателям спектакля. Постановка «Чайки» – это попытка пойти за автором, попытаться расслышать его негромкий и неравнодушный голос; попытаться понять, как он может звучать сегодня – новатор, написавший удивительно гармоничную пьесу, не вписывающуюся ни в какие драматургические правила. 



Мастерская п/р Г. Козлова "Преступление и наказание"

24 июня Мастерская п/р Г. Козлова представляет спектакль "Преступление и наказание" на сцене центра на Страстном.  

«Насчет же Вашего намерения извлечь из моего романа драму, то, конечно, я вполне согласен, да и за правило взял никогда таким попыткам не мешать; но не могу не заметить Вам, что почти всегда подобные попытки не удавались, по крайней мере, вполне. Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствия в драматической. Я даже верю, что для разных форм искусства существуют и соответственные им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме. Другое дело, если вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь один какой-нибудь эпизод, для переработки в драму, или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет…»
Ф. М. Достоевский – В. Д. Оболенской. 20 января 1872 г.      

 Достоевский – единственный русский классик, никогда не писавший пьес. И тем не менее, это один из самых репертуарных авторов ХХ и уже ХХI века. Его повести и романы просятся на сцену, настолько они динамичны и выразительны. В репертуаре «Мастерской» есть «Идиот. Возвращение»«Братья Карамазовы»«Иван и Чёрт»«Кроткая», а теперь появляется «Преступление и наказание». Андрей Гаврюшкин, дебютировавший в режиссуре «Кроткой» на малой сцене «Мастерской», решает сложный полифонический роман «Преступление и наказание», известный каждому из нас со школьной скамьи, в формате моноспектакля. Сосредотачивая внимание на нескольких днях жизни Родиона Раскольникова, режиссёр предлагает нам посмотреть на стремительно разворачивающийся сюжет глазами главного героя. История одного убийства превращается в историю гибели души. Поиск себя, поиск Бога, поиск истины – это то, что на самом деле занимает бедного студента Раскольникова, а вместе с ним и авторов спектакля. Монолог Раскольникова – рассказ-откровение, рассказ-исповедь. На наших глазах герой проходит путь от рождения безумной идеи до раскаяния в самом её появлении. Мечущийся между светом и тьмой, окруженный зеркалами, множащими его кошмар, Раскольников пытается постичь тайну бытия, обуздать собственную судьбу – и проигрывает самому себе. В роли Родиона Романовича Раскольникова – Фёдор Климов, сыгравший Алексея в «Братьях Карамазовых».