Артист театра Вахтангова, руководитель Театра С.А.Д. Кирилл Рубцов. Я собиралась на интервью теплым почти по-летнему, октябрьским вечером, практически в пору золотой осени, в одно из самых волшебных мест - в Аптекарский огород Ботанического сада МГУ, в театр С.А.Д.
Меня встретил симпатичный по-спортивному одетый Кирилл, извинился , что «не при параде» , так как выезжал за город в лес и только что оттуда вернулся, хотел застать последние теплые денечки. Мы зашли в тихий зал самого театра С.А.Д. сели напротив друг друга, и я включила свой старенький, но верный диктофон. До этого интервью я посмотрела спектакль Театра Вахтангова «Бовари» в режиссуре Ольги Субботиной, и он тронул меня до глубины души. Кирилл играет в этом спектакле две роли: Флобера – автора романа и Рудольфа Буланже – любовника обольстителя. Мне было безумно интересно понять, кто такой Кирилл Рубцов, актер, восхитительно сыгравший эти роли?
Вопрос: Как появилась идея такого спектакля, как «Бовари»?
Рубцов: Конечно, я думаю, что этот вопрос должен быть адресован режиссеру спектакля Ольге Субботиной. Это необыкновенное счастье, что она к нам пришла. Римас Владимирович Туминас сказал, что это должна быть самостоятельная работа, где не пишется пьеса для театра, а некая лаборатория, в которой артисты принимают непосредственное участие в создании пьесы. Работа началась с того, что мы взяли все по томику Флобера и читали, думали, какие оттуда вытащить сцены. Это был настоящий самостоятельный творческий процесс, в котором ты становишься полноправным его соучастником. Мне вообще кажется, что это большая удача, очень выигрышная для театра, когда артист - не просто исполнитель, а еще и соучастник, творец! Долго мы это репетировали, наверное, месяцев 5 или 6. Сначала выбирали отрывки, читали – был подробный «застольный» период, а потом встали на ноги, начали что-то пробовать, искать. В итоге получилось гораздо больше материала, чем вы видели в спектакле, хотя и спектакль не маленький, он идет 3 часа. Спектакль нещадно сокращали, и за каждую сцену мы бились. Но режиссер сказал, что спектакль не может идти 4,5 часа, его надо сократить, чем-то пожертвовать. Мы из-за этого не спали ночами, процесс сокращения был очень болезненным. Мы, вернее каждый из нас, бились за свои сцены до последнего. Мы переживали каждый за свою роль вплоть до того, что иногда говорили: ищите тогда другого исполнителя! В результате - вы уже видели то, чем стал мой любимый спектакль Бовари!
Вопрос: Я читала в юности «Мадам Бовари», и когда увидела спектакль, мое восприятие перевернулось
Рубцов: Когда я читал его в институте , мне казалось , что это абсолютно женский роман, унылый, печальный, и зачем мне эти розовые слюни. Но когда мы начали читать и разбирать вместе, там вскрылось столько невероятного юмора и пафоса, что мы вдруг поняли : Флобер высмеивает современное ему общество – это такая подчас карикатура . Но в то же время, очень поэтично и патетически. Это и есть ключ к пониманию уникального материала .
Вопрос: И еще необычный переход в спектакле, точнее, в режиссуре – переход физический, из одного сценического пространства в другое – это придает объем и самому спектаклю, и роману.
Рубцов: Да, меняется картинка, атмосфера , все меняется , и меняется даже манера игры артистов от шампанского к психологическому, детальному театру! Уникальный режиссер с удивительной фантазией и далеко не женской логикой , как мне кажется. она чувствует юмор – так жестко – это и есть создатель спектакля Ольга Субботина!
Вопрос: Расскажите о своем персонаже Флобере и о своем персонаже Рудольфе, как вам удается совместить эти две роли ?
Рубцов: Сложно отвечать на такой вопрос. Во первых, потому , что это моя профессия ,а во-вторых, чем дальше персонажи друг от друга , тем интереснее мне. И в то же время спектакль начинается с реплики, прославившей самого Флобера – «госпожа Бовари это я!». Все персонажи романа - это тоже часть Бовари, и даже его личная жизнь немного похожа на эту историю, он тоже в свое время смалодушничал и отказался от своей возлюбленной, так же как мой персонаж Рудольф Буланже!
Вопрос: Давайте поговорим о ваших партнерах
Рубцов: Для каждого спектакля не только важна возможность донести главную его идею , но и как сложится состав исполнителей. Здесь все сошлось – это именно тот случай, когда людям приятно работать вместе, они получают удовольствие, когда ты просто растворяешься! Мы с Аней Дубровской не первый спектакль играем вместе, был такой спектакль в театре Вахтангова «Окаемовы дни» с Владимиром Этушем , где мы играли любовную пару , но там совсем другое, а здесь просто подарок судьбы! Мы и раньше с Аней очень дружили , а здесь нужно играть просто невероятную страсть! Аня уникальный партнер, с которым просто растворяешься в творчестве! Она тебе дает очень много иных «я», она потрясающая актриса, она потрясающий человек, тонко чествующий юмор. На репетициях было просто счастьем творить вместе . Мы все бежали на репетиции . Демченко – замечательный, трогательный , а Федор Воронцов – прекрасный – нам вообще повезло друг с другом! Мне кажется в каждого просто попала роль – просто попала !
Вопрос: Планируете ли вы еще поработать с этими режиссерами и с этими партнерами в будущем?
Рубцов: С режиссером - да, по-видимому. Ольга предложила еще одну пьесу, точнее, один роман. Сейчас это на стадии переговоров с Римасом Туминасом, и я не имею права раскрывать тайну. Она тоже открыла для себя многих артистов в этом театре и хочет продолжить работать с нами . Хочется, конечно же, чтобы Римас утвердил! Да, с Владом Демченко и с Аней у нас тоже подтверждена одна пьеса , мы начнем работать , дай бог, в феврале, и я надеюсь , что к концу сезона будет новый спектакль . Это опять будет наше трио, только , мы как бы поменяемся ролями : демон – станет ангелом , ангел – демоном и та же женщина – героиня, но только совсем другая. А какая, я надеюсь, вы увидите!
Вопрос: Теперь бы хотелось узнать о ваших творческих планах в своем театре С.А.Д.? Я знаю, что вашему театру исполнилось семь лет. Несколько слов об этом театре, о прошлом , настоящем и будущем.
Рубцов: Вы знаете, мы за эти годы так много сделали, что вкратце и не расскажешь. На чем я хочу остановиться особо – это на спектакле « Вся жизнь впереди». Около десяти лет назад я прочел этот роман французского автора лауреата Пулитцеровской премии, роман о любви от лица четырнадцатилетнего мальчика-мусульманина , о любви к своей приемной матери мадам Розе , о жизни и о познании бытия глазами мадам Розы . Мне кажется, люди, выбирая что-то, как то интуитивно предчувствуют материал, созвучный с тем, что возможно произойдет с ними в жизни, так произошло и со мной. Я не очень хочу об этом говорить, скажу лишь одно – какое счастье, что нам это удалось, что у меня, как у актера, есть именно эта роль , где существует именно такая тема – тема любви, любви к матери. Веру в себя и понимание этой жизни - вот что мне дала моя мама, а моему персонажу, мальчику Момо, дала мадам Роза! Мы с Кириллом долго говорили о профессии, о любви, об одиночестве и о счастье бытия, и я могу сказать точно одно – жизнь прекрасна!
Удачи вам, Кирилл!
С уважением,
Ирина Дружинина