Стало известно, что Анастасия Мишина и Александр Галлямов выиграли чемпионат России среди пар по прыжкам. В то время как чемпионы Европы Александра Бойкова и Дмитрий Козловский прекратили борьбу после первого раунда. Нужно отметить, что это однозначный триумф главной пары.
Контекст для понимания ситуации
Сейчас соревнования между фигуристами в контексте недавнего разрешения ИСУ претендовать на Олимпийскую квалификацию выглядят совсем в другом свете. Стоит напомнить, что Международная федерация по фигурному катанию выдала России по одной именной путёвке в каждом виде спорта. Это означает, что одна пара может претендовать на соответствующую поездку, и основными будут Анастасия Мишина с Александром Галлямовым.
Предполагается, что у основной заявки разрешён также резерв. Но в этом случае подменяющие спортсмены могут поехать исключительно в ситуации, когда главная пара не сможет выступить по состоянию здоровья, помешает травма, инфекция или другие аналогичные форс-мажоры. С учётом неплохой формы Мишиной и Галлямова очень трудно представить, что им что-то в состоянии препятствовать.
Неудивительно, что Дмитрий Козловский откровенно возмущался такому положению дел, когда узнал о том, что ИСУ разрешил исключительно одной паре принимать участие в Олимпийских играх в Италии в 2026 году. Сейчас ситуация складывается явно в пользу фаворитов.
На что обратили внимание специалисты?
Мишина и Галлямов выглядели на чемпионате России по прыжкам довольно уверенно. Они без проблем справлялись с достаточно сложным контентом. В их пользу также говорит исключительно стабильность. Эта пара всегда умеет концентрироваться на себе и не обращает внимания на окружающих в отличие от соперников.
Поэтому они вполне могут абстрагироваться от конкретного формата состязаний и не поддаваться излишнему давлению или стрессу. А именно эти качества способны оказаться решающими непосредственно на Олимпиаде. Ведь помимо того, что речь будет идти о соревнованиях такого рода, это ещё и первое выступление россиян в фигурном катании на международном уровне за достаточно длительный период. Следовательно, к ним будет приковано повышенное внимание.
Спортсмены должны это понимать. Далеко не всегда оно будет доброжелательным, и с таким стрессом Мишина и Галлямов справятся объективно намного лучше, чем Бойкова и Козловский. Сейчас основная пара только дополнительно подтвердила, что именно их нужно отправлять на Олимпиаду.
Опыт говорит в пользу пары
Для них это станут далеко не первые Олимпийские игры. Мишина и Галлямов уже двукратные бронзовые призёры Олимпиады. Международным судьям, несмотря на довольно серьёзный перерыв, они всё же, в отличие от парней, например, достаточно хорошо знакомы. То есть такой проблемы, как у Владислава Дикиджи, у них не возникнет.
Следовательно, именно у этой пары, пожалуй, среди всех видов спорта самые большие надежды на неплохую медаль. Возможно, речь пойдёт даже о золоте. Пока что спортсмены только подтверждают соответствующий статус. Однако в то же время загадывать ещё однозначно рано.
До Олимпиады больше года, и за это время многое может поменяться в общем раскладе. Ситуация с Камилой Валиевой в 2022 году, когда ей прочили судьбу двукратной олимпийской чемпионки, а она в итоге не получила ни одной медали по международным стандартам и правилам, оказалась слишком красноречивой. Нельзя заранее раздавать награды и титулы до тех пор, пока они не завоёваны.
Впрочем, справедливости ради в пользу Мишиной и Галлямова говорит далеко не только поразительный технический контент, с которым они лучше всех остальных пар на данный момент справляются. Эти спортсмены демонстрируют также слаженность в работе, поразительную синхронность и артистизм. Многие из болельщиков сходятся во мнении по поводу программ текущего сезона, что их нельзя называть самыми сильными или интересными из всего того, что Галлямов и Мишина презентовали в рамках собственной карьеры.
Однако не стоит забывать о том, что текущий сезон не относится к Олимпийским, и явно к основному старту можно подготовить что-то посерьёзнее. Тем более что эта пара уже неоднократно демонстрировала способность презентовать самые разные программы. Они могут справиться как с чем-то лиричным, одухотворённым и нежным, так и с более энергичным, наполненным драйвом и определённым вызовом.
С чем они могут выступить на высоком уровне?
Хотя стоит отметить, что Мишиной и Галлямову больше, по характеру, подходит драйв, веселье, бодрая музыка, возможно, в некоторой степени лёгкая ирония над самими собой. Поэтому часть экспертов считает, что экспериментировать фигуристам явно не стоит, а лучше всего довериться именно тому, что у пары выходит на все 100. Заодно можно не волноваться по поводу презентации или же того, как это будут воспринимать судьи, поскольку уже известно, что арбитрам нравится именно от этих спортсменов соответствующий контент из произвольной программы.
В рамках которой нужно будет представить также максимально сложные элементы, лучше всего в контексте презентации не экспериментировать, а довериться именно тому, в чём Анастасия и Александр уже проверенные и гарантированно оказались лучшими. Рискнуть и попробовать что-то новое можно в короткой программе. Здесь уже возникает определённое пространство для раздумий.
Если одни спортивные комментаторы и блогеры считают, что нужно сделать ставку на лирику или даже на романтику, другие предполагают, что можно выбрать какие-то драматические образы или же продемонстрировать что-то касающееся вызова окружающему миру. Однако многие считают, что в контексте всего такой вариант способен оказаться достаточно спорным и может восприниматься неоднозначно. Поэтому лирическая программа выглядит скорее чем-то нейтральным и безопасным, а не провокационным.
Кроме того, всегда есть вариант с классикой и собственной трактовкой знаменитых образов, к которым фигуристы неоднократно обращались. Здесь можно удивить не выбором темы, а непосредственно подходом к интерпретации. Ведь у каждой пары всегда получается что-то своё, особенно если тщательно поработать над образом с хореографом.
Какие есть варианты?
Можно ещё обратить внимание на то, что предлагает современный кинематограф. В некоторых случаях это даёт очень сильные и интересные идеи, хорошо знакомые довольно широкому кругу. Правда, здесь необходимо убедиться в том, что хореография не будет позаимствованной непосредственно у постановщика фильма и не возникнет пересечения с другими программами фигуристов. Иначе возможен скандал. Такое в истории фигурного катания при постановках соревновательных и показательных номеров уже случалось.
Если возникнет подобный казус в отношении того, что будут презентовать на Олимпиаде, это произойдёт откровенно негативное впечатление в отношении выбора тем для программ.
Необходимо отметить, что существует ещё и возможность обратить внимание на фэнтези. Презентация может показаться оригинальной и свежей. Нужно учесть, что здесь тоже хватает идей. Однако искусство раскрытия темы и переноса всего в рамках программы для пары в фигурном катании может оказаться очень серьёзным вызовом, в первую очередь для хореографа-постановщика, поскольку надо учитывать большое количество условностей.
В любом случае времени для того, чтобы определиться с соответствующей темой, ещё есть. В том, что Мишина и Галлямов с очень высокой долей вероятности поедут на Олимпиаду в Италию, сейчас уже практически никто не сомневается.
Возможность проявить себя
Иронично, как чемпионат России по прыжкам, который изначально воспринимался скорее, как развлекательный формат, приобрёл уже совсем другое звучание. Теперь к нему относятся как к ещё одному способу продемонстрировать собственный талант и подтвердить, что ставка федерации на конкретных спортсменов оказалась логичной и вполне закономерной.
Интересно, сколько ещё будет проходить таких соревнований. В целом у этого первенства есть, так или иначе, два пути. В первом случае, при условии отмена санкций и возвращения к состязаниям в международном формате, подобный эксперимент с высокой долей вероятности просто сойдёт на нет. В нём не окажется особого смысла, поскольку стартов для демонстрации искусства владения сложным контентом будет достаточно. Возрастёт нагрузка на спортсменов, поэтому отпадёт необходимость готовиться ещё к одним соревнованиям и рисковать получить травму, особенно с учётом повышения нагрузки.
Однако вполне вероятно, что если в фигурном катании дальше будет делаться ставка на развитие и усложнение, в первую очередь технического контента, то в этом случае идею такого чемпионата могут подхватить в других странах, и она начнёт масштабироваться. Возможно, выйдет на международный уровень или получится соответствующее признание. Однако стоит отметить, что здесь возникает вопрос по поводу того, какие страны вообще могут конкурировать.
Если говорить, например, о мужском фигурном катании, то среди индивидуальных спортсменов лучшими по техническому контенту с высокой долей вероятности окажутся США и Япония. В отношении женщин трудно представить себе, чтобы кто-то смог бросить вызов россиянкам. Здесь отрыв из-за техники и подготовки Этери Тутберидзе на данный момент выглядит откровенно слишком большим, и многие спортсменки даже к 17 годам сохраняют повышенную сложность исполнения элементов.
В отношении пар всё выглядит неоднозначно, и непонятно, как может произойти развитие данной дисциплины, если усиливается ставка на сложность. А танцы в фигурном катании вообще исключены из соответствующих соревнований, поскольку они не предполагают исполнение прыжков. Однако необходимо отметить, что очень многие эксперты сейчас откровенно критикуют перекос в сторону значимости технического контента и его превалирование над всем остальным.
Вопрос перекоса
Многие отмечают, что фигуристам, которые исполняют постоянно сложные прыжки, совершенно несправедливо ставят большие оценки за компоненты, чем те объективно заслужили. Прощаются откровенные промахи в скольжении, дорожке и слабом вращении. В итоге большое количество спортсменов перестаёт видеть смысл в том, чтобы развиваться сбалансировано, ведь достаточно просто научиться выполнять сложные прыжки для получения высоких оценок.
Такой дисбаланс в течение длительного времени был заметен на примере Нейтана Чена. Сейчас эту позицию в какой-то степени унаследовал Малинин. С учётом всего происходящего, ещё больше ставка на техническом контенте, подчёркивание его значимости только усугубляет существующий дисбаланс. А это нравится далеко не всем.
Из-за такого перекоса популярность фигурного катания может начать страдать во многих странах, ведь болельщики привыкли, что данная дисциплина представляет собой определённый симбиоз артистичности и технической сложности. Поэтому сомнительно, чтобы кто-то согласился на соответствующее масштабирование.